Дальнобойщики — это элита!

Работники Новополоцкого АТП-6 запомнят 2013 год как один из самых плодотворных в своей истории. Ударный труд транспортников нашел признание в решениях многих авторитетных инстанций. Директор предприятия Иван Ращинский стал одним из трех топ-менеджеров Беларуси, награжденных премией Международного союза автомобильного транспорта, объединяющего 190 государств мира. Подначальный ему коллектив занесен на городскую Доску почета. Водитель Петр Бартош вошел в когорту лауреатов премии «Человек года Новополоцка», медник Андрей Преткель награжден не менее престижной премией «Золотые руки». Мастера баранки в лице Алексея Сачивко, Александра Шаменка, Олега Ходикова, Артема Быкова, Валерия Стомы, Дмитрия Войтеховича блистали на конкурсах профессионального мастерства в Пинске, Витебске, Санкт-Петербурге. Наконец, дальнобойщики АТП-6 названы победителями конкурса на звание «Лучший международный автомобильный перевозчик». Эта награда вручается на общем собрании членов Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков, объединяющей более 1100 транспортных предприятий страны. Казалось бы, сработав на пределе возможностей в 2013 году, коллектив парка получил право на передышку в окружении благородного лавра, вошедшего в поговорку. Куда там! Те же международники плюсуют к летним месяцам прошлогодней отчетности по 20–50 процентов. И не готовы работать иначе. Потому что экспорт услуг – зеркало реальных возможностей коллектива и рейтинг в глазах зарубежных коллег. А еще это живая валюта, столь необходимая стране для выправления баланса во внешнеэкономической деятельности. О дальнобойщиках – героях трудовой вахты генерального перевозчика Новополоцка – наш корреспондент беседует с заместителем директора АТП-6 по грузовым перевозкам Владимиром ЖОЛОБОВЫМ.

Владимир Жолобов

Владимир Жолобов

– Владимир Александрович, у нас экспортно ориентированная экономика. Объем белорусских товаров, поставляемых на внешние рынки, достигает 37 миллиардов долларов. Чтобы не оставаться на обочине глобальной кооперации, нужно идти вперед. То есть развивать соответствующую инфраструктуру и логистику. Модернизировать подвижной состав. Превращать международные автоперевозки в инструмент шлифовки конкурентных преимуществ, которые Беларусь получила вместе с выгодным географическим расположением. Отечественные клиенты, однако, лишь часть вашего партнерского круга. АТП-6 активно взаимодействует с транснациональными фирмами, которые специализируются на экспедиторских услугах. Это живая, креативная, беспокойная работа, не признающая разделения суток на день и ночь. Но прежде, чем ввязаться в жесткую борьбу за место под солнцем, нужно обзавестись надежными колесами. Я имею в виду магистральные поезда, которые делают погоду в международных перевозках. Давайте начнем наш разговор с материальной части. Расскажите, пожалуйста, какой грузовой техникой вы располагаете и как обновляете эту линейку в зависимости от конъюнктуры рынка?
– Напомню, что в следующем году нашему предприятию исполнится 70 лет. Полоцкая автотранспортная контора №2 была создана в 45-м году. Можно сказать под салют Победы. Изначальный профиль у нее был исключительно грузовой. То есть исторически сложилось так, что у нас всегда было много машин разной грузоподъемности и разного назначения. Этот универсализм получил расцвет в годы строительства гигантов городской индустрии. А сегодня это важнейшее условие выживания. Особенно на рынке международных перевозок. Здесь очень жесткие требования не только в плане клиентского заказа. Дорожники берегут полотно автобанов и неумолимо карают за перегруз. Экологи так же взыскательно спрашивают за стандарт двигателя и топлива. Муниципальные власти всячески вытесняют тяжелый транспорт на периферию городов, перехватывают его системой паркингов и финансовых накруток… Иной перевозчик и рад бы в рай, да подвижной состав не пускает. Потому что по качественным характеристикам остался в прошлом веке.
Если же говорить о структуре эксплуатационного парка, то она такова. У нас 105 машин. Из них 18 рассчитаны на международные перевозки, 24 доставляют продукты питания в торговую сеть и режимные учреждения Новополоцка, 63 – самосвалы в ассортименте, как говорится. Это трудовые лошадки разной грузоподъемности и всевозможных модификаций.

Диплом

Танк-контейнер для перевозки наливных грузов

Танк-контейнер для перевозки наливных грузов

Ветеран АТП-6, один из лучших водителей-международников Леонид Савицкий

Ветеран АТП-6, один из лучших водителей-международников Леонид Савицкий

– Судя по долям специализаций, международные грузовые перевозки самая свежая ветвь в работе с клиентурой. Верно?
– Иначе и не могло быть! В советские годы машины «за бугор» гоняли лишь немногие специализированные автопредприятия. Дело было централизовано и напрямую подчинялось Москве. Республиканские конторы имели жесткую зависимость от столицы.
Обретение суверенитета поставило перед транспортниками новые задачи. Нужно было заново открывать Америку. Только этой Колумбовой землей была для нас Западная Европа. Все-таки с дорогами России, Украины и Балтии мы были знакомы и до распада СССР.
Большое начинание требует большой мобилизации. И – структур, которые координируют усилия участников. Именно на базе очевидного экономического запроса была создана Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков. Случилось это в 1992 году по инициативе 24-х транспортных предприятий республики. С тех пор БАМАП выросла и количественно, и качественно. Почему она интересна всем, кто вступает в ее ряды? Потому что помогает выжить и заработать на хлеб насущный. Я имею в виду ножницы между желанием и возможностями. Международные перевозки манят выгодой. Но это космос в сравнении с работой на местном рынке. На такую орбиту по-щучьему велению не выйдешь. А БАМАП, говоря просто, это проводник и советчик. Ассоциация создавалась для того, чтобы помогать безболезненной интеграции наших субъектов хозяйствования в мировое сообщество транспортников. Она осуществляет визовую поддержку. Консультирует по широкому спектру таможенных вопросов и страховых случаев. Помогает в приобретении подвижного состава на лизинговых началах. Проводит конкурсы профмастерства. В упреждающем режиме знакомит белорусских перевозчиков с требованиями к технике, которая работает на международных линиях… Словом, это структура с высоким КПД. Она не держит в руководящих органах свадебных генералов. В креслах специалисты высочайшего уровня. Мы с ними постоянно контактируем и благодарны им за повседневную помощь.
Опора на БАМАП и собственный энтузиазм помогают АТП-6 совершенствоваться в новом для себя качестве. Приз конкурса «Лучший международный автомобильный перевозчик-2013» – третий такой в наградной коллекции предприятия. Завоеван он в подгруппе номинантов, которые располагают парком до 50 машин. В 2009 и 2010 годах мы тоже были в числе победителей. С той лишь разницей, что титуловали нас тогда как лучших перевозчиков Евразии и соревновались мы с компаниями, располагающими не более 10 автопоездами.
– То есть за три года вы перешли в следующую «весовую категорию». При этом остались на вершине конкурсного пьедестала. Прогресс – дай бог каждому!
– Да, но дальше будет намного сложнее. Третья – и последняя! – подгруппа компаний, участвующих в конкурсах БАМАП, должна иметь в парке не менее 50 автопоездов. У нас, как вы помните, их только 18. Но дело здесь не в простой арифметике. Не в механическом наращивании подвижного состава. Гвоздь проблемы – в максимальной загрузке каждой единицы техники. А это алгебра менеджмента и кадровой политики.
Водитель-международник – наша элита. Это, если красиво сказать, альбатросы. Но властвуют они не над морями, а над земной твердью. Вне предприятия каждый из них проводит более 300 дней в году. Для таких асов крутить руль не главное. Они прекрасно владели техникой вождения до повышения в статусе. Работали на автомобилях категории «Е» года по три, а то и все пять лет. Главное для дальнобойщика – умение обращаться с документами. Они даже визуально непросты. Половина на английском. Чем дальше, тем чаще иероглифы встречаются. Хватает и модифицированной кириллицы в странах славянского корня… Я не говорю, что дальнобойщик должен быть полиглотом. Нет. Но без внимательности, смекалки, педантизма в работе с документами ему не обойтись. Потому что любой международный груз в наши дни сопровождает целый пакет разрешительных и удостоверяющих бумаг. Чтобы ориентироваться в таком документообороте, нужна, прежде всего, голова.
Второй момент. Здесь, в парке, водитель всегда может зайти к руководству и переложить на непосредственного начальника или даже на директорат любую проблему. В многодневном рейсе не так. За тысячи километров от Новополоцка он сам себе режиссер. Ему приходится постоянно принимать самостоятельные решения. Часто в неоднозначных обстоятельствах. Где-то он бухгалтер, где-то таможенник, где-то экспедитор… Примерка на себе чужих ролей присутствует всегда и везде, независимо от страны пребывания. Без гибкости ума, способности анализировать исходные данные, элементарного такта и общительности, подкрепленной доброжелательной улыбкой, международником не станешь.
– С этим понятно, разобрались. Давайте вернемся к машинам. На каких принципах вы наращиваете подвижной состав?
– На тех же, на которых вообще можно заниматься сервисом. Мы исходим из того, что клиент всегда прав. А такое кредо требует универсализма. Нужен заказчику тент? Пожалуйста! Он предпочитает отправлять важный груз на своих полуприцепах? Не вопрос! Мы готовы работать на перецепке. Речь идет о контейнеровозах? Всегда рады помочь! Возим. Причем всякие: 20-футовые, 40-ка и 45-футовые… Более того, можем доставить по назначению нестандартные или опасные грузы. А это очень тонкая работа. К ней должны быть готовы люди, машины, документы, которыми руководствуется перевозчик, берущий на себя всю полноту ответственности.
Такой подход всегда находит отклик у другой стороны. К примеру, мы активно сотрудничаем с транснациональными компаниями «Шенкер», «Астра», «Ховер», АТЭК, другими. Что их привлекает? Наша готовность решать проблемы и работать на перспективу. «Вы всегда можете предложить чуть больше, чем другие», – говорят они нам. Сущая правда. Именно таким образом началах строится наша стратегия. Если заказчик видит, что АТП-6 готов везти и то, и другое, и третье, он смело замыкает свои коммерческие интересы на таком партнере.
– Значит, универсализм международных перевозок и есть тот золотой ключик, что позволяет вам развивать экспорт услуг. Отдача?
– Судите сами! В 2006 году, когда была поставлена задача учиться зарабатывать валюту, мы имели в графе «экспорт услуг» около 150 тысяч долларов. Через 8 лет показатель вырос до отметки 1,6 миллиона. В этом году прибавка к отчетной базе составит не менее 20 процентов. То есть валютные доходы предприятия в период с 2006 по 2013 год увеличились на порядок и продолжают устойчиво расти.
– Владимир Александрович, нам остается назвать ваших дальнобойщиков и поблагодарить их за самоотверженный труд.
– С удовольствием это сделаю. Автопарк гордится такими «профи», как Леонид Савицкий, Василий Дягилев, Николай Курчев, Александр Риндёнок, Василий Вирекин, Иван Шульга, Василий Лапковский, Алексей Кухарёнок, Александр Кухарёнок, Михаил Горбаченко, Игорь Мазур, Александр Шаменок, Олег Скулак, Виталий Ващилин, Петр Сахарный, Алексей Сачивко, Юрий Сергеев, Виктор Хритоненко, Дмитрий Метёлкин, Виталий Махоркин.

Владимир ФАКЕЕВ
Фото Елены Емельяновой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Прикрепите файл в формате JPEG