Проблема вырубки придорожных заградительных лесополос
Не рубите сплеча
— Не было культуры в содержании придорожных полос. Теперь их привели в порядок. Плюс к этому освободили огромное количество земель, которые вовлекаются в сельхозоборот и работают на экономику. Однако в каждом конкретном случае нужно действовать взвешенно. Содержанием лесополос необходимо заниматься постоянно и дорожникам, и аграриям. Тогда будет порядок. А что думают о тотальной придорожной зачистке, которая в свое время затронула большинство областей страны, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия? Там не видят весомых плюсов от такого вовлечения земель в оборот. Начальник главного управления растениеводства Андрей Заневский уверен в том, что подход должен быть разумным:
— Правильнее увеличивать объемы производства продукции не за счет расширения посевных площадей, а путем соблюдения и совершенствования технологий. Это более верный способ. Есть проблемы, которые возникают при полном удалении таких защитных полос,
— с задержкой снега на полях, выветриванием плодородного слоя. К слову, для легких почв Полесья они наиболее актуальны. Мы уже наблюдаем появление пылевых и песчаных бурь, которые возникают на больших открытых пространствах, что отрицательно сказывается на эффективности земледелия.
В Институте экспериментальной ботаники им. Купревича Национальной академии наук высказываются и вовсе однозначно: лесополосы должны быть. Заведующий сектором мониторинга растительного мира Александр Судник подробно объясняет почему:
— Придорожные лесополосы решают целый комплекс вопросов. Это барьер от загрязняющих веществ — выхлопных газов и противогололедных смесей, защита от водной и ветровой эрозии, удержание влаги на полях. Приведу лишь один пример. Без лесозащитной полосы техническая соль, которой обрабатывают асфальт зимой, а также оксиды углерода и азота, углеводороды, соли тяжелых металлов — всего до 200 загрязнителей, многие из которых крайне токсичны, улетают на 150 метров от полотна. Деревья же все это задерживают. Надо сказать, до сих пор статус лесополос в законодательстве не был четко определен. Сейчас готовится новый Технический кодекс установившейся практики по озеленению и благоустройству придорожных территорий. В нем заложены нормы, которыми будут обязаны руководствоваться дорожные службы по содержанию снегозащитных и защитных насаждений. Также в разработке изменения законодательства о растительном мире, где появится пункт о лесополосах, закрепляющий их обязательность.
Каков напрашивается вывод? Понятно, что каждая служба, решая одну и ту же задачу, как правило, действует в узком коридоре ведомственных интересов. А отчетливая картина эффекта управленческих решений видна только тогда, когда услышаны все точки зрения. Не переусердствовали ли управленцы, принимая в общем–то спорное решение о вырубке деревьев вдоль дорог? Крайности, как показывает практика, еще никому не приносили пользы. Вспомните, например, кампанейщину в повальном осушении болот. Кое–где так доосушались, что теперь приходится восстанавливать болотные угодья. Так и с лесополосами вдоль дорог — не надо рубить сплеча. Думается, веское слово по этому поводу должны сказать и другие неравнодушные к проблеме специалисты. Главное же то, как мне кажется из услышанных оценок и комментариев, что вырубки прекратили. Не успев наломать обильного количества дров.
Советская Белоруссия № 39 (24921). Вторник, 1 марта 2016