Новополоцкому ансамблю бального танца «Менуэт» 45 лет! Историю его становления, нюансы постановки изящного танца и о своих знаменитых выпускниках рассказывает  руководитель коллектива Алла Корнилович

Большой юбилей празднует один из самых ярких коллективов Новополоцка – образцовый ансамбль бального танца «Менуэт» Дворца культуры ОАО «Нафтан». В нынешнем году ему исполняется 45 лет. Коллектив участвует в творческих конкурсах самого разного уровня и традиционно восхищает публику красотой и грациозностью бального танца на городских концертах. Последние двадцать лет ансамблем руководит профессиональный хореограф, мудрый педагог и отличный кутюрье в одном лице Алла Корнилович. Сегодня Алла Григорьевна в гостях у нашего проекта «Особа».

Alla_Kornilovich

– Алла Григорьевна, поздравляем вас с такими важными датами в творческой биографии.  У ансамбля «Менуэт» удивительная судьба. Расскажите немного о его становлении.

– Да, у коллектива действительно богатая биография. В 1974 году его основала замечательный хореограф из Казани Надежда Петрусенко. Под ее началом в нашем городе стали проводиться одни из первых в Беларуси общегородские конкурсы бального танца среди детей. Это было редкое явление для нашей страны, а в Новополоцке подобные творческие состязания были очень популярны. В 1983 году ансамбль получил звание образцового, в нем занималось более 100 человек в четырех разновозрастных группах. Участники «Менуэта»  даже выезжали в ГДР в составе делегации Витебской области с «поездом дружбы». Активно концертировали по всему Советскому Союзу.

Первый руководитель ансамбля Надежда Петрусенко

Первый руководитель ансамбля Надежда Петрусенко

– Вы тоже были ученицей Надежды Ивановны?

– К сожалению, нет. Но участвовала в конкурсах, которые она организовывала. Я вообще с детства знала, что буду танцевать. Мама рассказывала, что даже во время прогулок по улице любая музыка приводила меня в движение. Когда была маленькая, из окна своего дома видела Дворец культуры нефтяников. Для меня это здание было сказочным местом. Моя первая учительница в школе записала весь класс в студию бального танца во Дворец культуры Строителей (ныне Центр культуры). Кто­-то, конечно, отсеивался, но костяк класса отходил на занятия все 10 лет. Поэтому в юности на родительский вопрос, кем ты хочешь стать, я твердо отвечала – хореографом! Мама на это говорила: «Нет такой профессии. Танцы – это увлечение. Иди в наш Новополоцкий политехнический институт и получай нормальную специальность». Так я стала инженером по металлорежущим станкам и инструментам. По распределению работала в Латвии на военном заводе, а вернувшись – в научном отделе труда на заводе (сейчас он уже не существует).

– А как же танцы?

– Я никогда не переставала заниматься. Более того, с мужем мы сошлись на почве общей любви к хореографии. И я очень благодарна судьбе, которая подарила мне шанс попасть в то место, куда меня как магнитом манило с детства – во Дворец культуры ОАО «Нафтан».

  • Ансамбль бального танца «Менуэт» на сцене дворца культуры нефтяников. 70-80-е годы

– Расскажите о нюансах работы хореографа в детском ансамбле и постановке номеров?

– Руководство детским коллективом требует многих навыков. Например, чтобы составить определенное количество пар – мальчик-­девочка, необходимо учесть их физиологические, психологические и возрастные данные, уровень танцевания. Мало того, нужно иметь хорошее пространственное воображение. Потому что в бальном танце есть строгие фигуры, которые определенным образом ориентированы в пространстве. Пара должна быть единым целым. Сбой одного человека, может вызвать разлад всего номера. Дети учатся существовать, общаться между собой и чувствовать друг друга на расстоянии. Партнеры понимают, что, расстроив друг друга, они плохо станцуют, и проиграет не только их пара, но и весь коллектив. Поэтому очень важно воспитать в детях высокую культуру общения. Бальные танцы требуют интеллекта, развитого воображения и хорошего вкуса. Зачастую первый танцевальный костюм я шью сама, а потом ищу хороших портных, которые смогли бы воплотить мою задумку.

– А какая победа для «Менуэта» была наиболее ценной?

– Республиканский конкурс бального танца среди ансамблей «Юные таланты Беларуси», который проходил в детском оздоровительном лагере «Зубренок» в 2007 году. На конкурс съехалось 11 коллективов со всей страны.  И все имели звание образцового. Мы стали первыми и привезли домой хрустального зубра. Дети им очень гордились!

Menuet_6

Состав 2014 года

– В бальных танцах всегда существовала проблема с партнерами. Ведь зачастую родители, особенно отцы, не спешат отдавать своих детей в хореографию…

– Да, это наша постоянная забота. Папы мальчиков часто говорят: «Какие танцы? Лучше – карате, футбол…» Все наши парни, как правило, проходят этап, когда в школе их даже высмеивают за то, что они «бальники». Но это продолжается до тех пор, пока однажды мальчик не наберется уверенности и не выступит перед всеми на каком­-нибудь школьном мероприятии. Тогда на него смотрят, раскрыв рты. Расскажу одну историю. У меня был ученик, который постоянно всех изводил, занимался в пол-ноги, терроризировал партнершу. Он выпустился из коллектива и поступил в Полоцкое кадетское училище. А через год пришел ко мне на занятие и во всеуслышание сказал: «Дети, не слушайте никого, кто будет над вами смеяться. Знайте, вы занимаетесь правильным делом. Вас будут за это уважать, любить и ценить». А позже рассказывал – когда на первом курсе ставил в своем учебном учреждении вальс, на него все смотрели с восхищением. Он стал настоящей звездой в кадетском училище, выиграл все конкурсы и даже ездил на президентский бал.

Menuet_7

Современный состав ансамбля

 

– А как складываются отношения с ребятами, которые уже не танцуют в «Менуэте»? Кем из своих учеников вы особенно гордитесь?

– Ансамбль – это семья. Я много души вкладываю в воспитание детей. Все, чем занимается ребенок, для его же развития. Для того, чтобы вырастить его интеллигентным, воспитанным человеком. Обычно на выпускном мы идем всем коллективом в ресторан, и я вижу, как мои дети красиво садятся, как приглашают друг друга на танец. Это говорит об их высоком уровне культуры. И это меня очень радует. Не победы на конкурсе, а то, что я вырастила хороших детей. Я всеми ими горжусь. Мои воспитанники разъехались по всему миру, многие добились успехов в творчестве. Например, Людмила Исаулова 10 лет преподавала в частной студии бального танца в Америке. А Кирилл Балтруков стал признанным профессионалом своего дела и ведет свою передачу на телеканале БТ 2 «Иди сюда и танцуй».

Menuet_5

Современный состав ансамбля

Нелли РАДЬКО
Фото из архива ансамбля, Александра Юдаева и Елизаветы Петренко