Погода в Новополоцке

27 Февраля 2020

Четверг

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

Медали к 40-летию операции «Байкал-79» вручили новополоцким воинам-«афганцам»

В этом году 25 декабря исполнилось 40 лет с момента, когда советские войска вошли на территорию Афганистана. Девять лет длилась война, на которой солдаты и офицеры выполняли интернациональный долг. По официальным данным безвозвратные потери со стороны СССР за эти годы составили более 15 тысяч человек. Тех, кто выжил, с тех пор называют «афганцами». 24 декабря в музее истории и воинской славы в микрорайоне Боровуха прошла встреча бывших однополчан 350-го и 357-го гвардейских парашютно-десантных полков. Здесь собрали тех, кто первыми ступил на афганскую землю. Им вручали памятные медали «40 лет специальной военной операции «Байкал-79».

2

В 70-е годы в поселке Боровуха располагались два полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В декабре 1979 года дивизия была поднята по тревоге и отправлена, как многие тогда думали, на очередные маневры. Позже стало понятно, что операция не учебная, а боевая. Но о конечной точке маршрута не знали до последнего.

– Мы все с честью и достоинством выполнили свой долг, – приветствовал собравшихся Сергей Вертинский, заместитель председателя городской организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане по международным связям. – В эти дни, памятные для нас, мы надеваем свои награды. Чтобы их увидели наши дети, внуки. Это история, которую мы не должны забывать.

Медаль «40 лет специальной военной операции «Байкал-79» учреждена Комитетом воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников СНГ. К ней представлены 35 человек, служивших в боровухском гарнизоне. На встречу смогли приехать около 20, в том числе – из Шауляя и Карелии. 12 интернационалистам также вручили памятные медали от Украинского совета ветеранов войны в Афганистане.

6

 

Вручавший награды Сергей Козлов, заместитель председателя городской организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, обратился к бывшим десантникам:

– Сегодня, через много лет, мы по-прежнему должны задумываться, что мы можем сделать для страны, кто придет вместо нас. Если вы хотите, чтобы наши дети и внуки жили нормально, нужно готовить смену: встречаться с молодежью, рассказывать о том, что такое долг.

3

На встрече, посвященной вручению юбилейных медалей, бывшие военнослужащие почтили память сослуживцев, погибших в первый день ввода войск на территорию Афганистана. Катастрофа с ИЛ-76М произошла 25 декабря 1979 года недалеко от Кабула. Этот корабль, как называют самолеты сами десантники, один из двадцати, вылетевших в чужую страну, и первая большая потеря. Тогда погибли 10 военнослужащих 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка и 37 десантников 350-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Трое из погибших были новополочанами. Они награждены орденами Красной звезды посмертно.

Все двадцать самолетов, отправлявшихся из Шымкента, были разбиты на небольшие группы. Один из группы, девятнадцатый, при заходе на посадку столкнулся с горой. Корпус самолета развалился. Кабина с экипажем оказалась по одну сторону хребта, а оставшаяся часть с техникой и людьми – в труднодоступном ущелье. Найти «черный ящик» и доподлинно установить, что же произошло, так и не получилось. Эти и другие данные собрал в своей дипломной работе, будучи студентом-историком, Роман Дабижа. В настоящее время это единственное исследование того, что произошло.

Из воспоминаний Александра Жагуло, в 1979 году он был старшим техником 9-й парашютно-десантной роты 350-го полка: «Уже в Шымкенте среди личного состава ходили слухи, что нас могут отправить в Иран, там тогда тоже было неспокойно. Но когда в ночь с 24 на 25 декабря нам дали команду на вылет из Казахстана, до нас довели ту информацию, которую знало только командование дивизии. Прозвучал приказ: «Летим в Афганистан!».

Участник тех событий новополочанин Александр Мартынов вспоминает, что группы самолетов отправлялись очень быстро: «тридцать минут – и на взлет, тридцать минут – на взлет». И также стремительно проводилось десантирование личного состава 350-го десантного полка на аэродроме Кабула.

Еще один из военнослужащих 350-го полка Сергей Савельев рассказывает: «Мы узнали о том, что случилось, лишь через несколько часов. Приземлились, комвзвода выставил охрану, сидели на сборном пункте. Все видели яркую вспышку, но тогда не знали, что это. А когда приземлился командир полка Шпак, он собрал командиров роты и довел до них информацию о потере самолета и людей».

Известие о гибели самолета стало для всех неожиданным и от этого еще более страшным. Привыкнуть к смерти невозможно. Но такие потери воспринимаются иначе, чем во время реальных боевых действий.

Александр Мартынов: «В первые дни у нас серьезных потерь больше не было. Никто не погиб, были только раненые. Позже, через несколько месяцев, когда взрывали мосты, перекрывали дороги, подрывали машины, тогда уже и убитые были. Но когда идут боевые действия, ощущения другие».

Первые попытки отыскать место крушения были предприняты 27 декабря. Но из-за сильного снегопада это не удалось. На следующий день было решено вызвать группу альпинистов ЦСКА, которые находились на сборах в горах Тянь-Шаня. Только 1 января поисковики обнаружили кабину самолета и останки одного из членов экипажа. Через несколько дней безуспешные поиски остановили. И только через четверть века поступила информация об обнаруженном месте падения самолета. По снимкам эксперты установили, что это тот самый ИЛ-76.

Силами Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств СНГ была организована экспедиция в Афганистан. Чтобы добраться до указанного места, предпринималось несколько попыток, членам команды приходилось общаться с вооруженными людьми. В результате была найдена воронка с разбросанными вокруг кусками ржавого железа, которое когда-то было военным самолетом. Сесть в том месте технически было невозможно, поэтому памятный знак сбросили с вертолета. Второй установили на вершине хребта.

1

Сергей Вертинский, заместитель председателя городской организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане: «Наверное, все, кто здесь присутствует, знали погибших лично. Все молодые парни, как сержант Андрей Иванько… Старшего прапорщика Михаила Голубева я знал очень хорошо, даже жил некоторое время на квартире у его родителей. Знаком с его братом, сестрой, женой. Так же, как Геннадия Булата, командира автомобильного взвода из Полоцка. Когда мы прилетели в Казахстан и две недели ждали отправки, не зная еще, куда полетим, пришла телеграмма, что у Гены родился сын. Он его так и не увидел».

В микрорайоне Боровуха на площадке рядом с музеем будет устроен мемориал, который увековечит имена погибших десантников и экипажа самолета. В субботу 28 декабря на этом месте будет открыт памятный знак.

Олеся УСОВСКАЯ

Фото Дениса Лещика

 

Самые читаемые новости за неделю
    Новополочанка Дарья Шепетовская нуждается в помощи
    Просмотры: 451
    Внимание! С четверга 24 октября изменяется расписание движения автобусов между Новополоцком и Полоцком
    Просмотры: 276
    Как внести показания счетчиков воды в ЕРИП: подробно об изменениях
    Просмотры: 235
    Расписание движения автобуса №11 «Подкастельцы – Больничный городок»
    Просмотры: 227
Год малой родины
Наши проекты
Великая Победа
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE