«Жажда денег оборачивается годами за решеткой». История новополочанина, который в 16 стал наркокурьером
В рамках проекта «Уголовная правда» мы продолжаем исследовать не просто составы преступлений, а человеческие судьбы, стоящие за сухими формулировками приговоров. Стремимся понять механизм рокового решения, его причины и последствия. Сегодня – рассказ о Викторе, который в 16 лет заплатил за ошибку четырьмя годами жизни.
Будущее молодого человека не предвещало трагедии. После девятого класса он поступил в колледж, осваивал специальность «Оператор технологических установок», вел здоровый образ жизни и занимался футболом. Активно участвовал и в волонтерской деятельности: помогал в детских садах, развозил продукты инвалидам, ухаживал за памятниками. Виктору казалось, что перед ним открыты все двери.
Перелом наступил с приходом подросткового бунта и смены окружения. Появились новые знакомые, для которых были нормой алкоголь и сигареты. «Мне показалось это интересным, стал вовлекаться, – вспоминает собеседник. – Начались ночные гулянки, конфликты с родителями».
Этот этап мог остаться рядовым кризисом взросления в жизни Вити. Но судьба предложила более стремительный и опасный сценарий. От одногруппника герою нашей публикации поступило «деловое» предложение: стать курьером наркотического «интернет-магазина». Схема стандартна: общение через Telegram с анонимными кураторами, пробная «закладка», гарантия – либо фотография паспорта, либо денежный залог. «Размышлял пару часов. Но очень хотелось денег, чтобы модно одеваться, покупать дорогие телефоны. Обещали тысячу долларов в неделю. Вечером дал согласие», – рассказывает новополочанин.
Однако реальность быстро расставила акценты. Вместо тысяч долларов – несколько сотен рублей в неделю. Вместо легкого заработка – постоянный страх, нервная дрожь, подозрительность к каждому взгляду.
Через три месяца «работы» Виктора задержали прямо в колледже. Обвинение началось с части 1 статьи 328 УК (хранение), затем уже переквалифицировалось на часть 3 (сбыт), а затем и на часть 4. «Суд вынес приговор: 10 лет лишения свободы. Прокурор просил двенадцать», – добавляет он.
Последовали Витебское СИЗО и воспитательная колония в Бобруйске. В 16 лет – полная самостоятельность и ответственность в условиях жестких ограничений. Но парень не сдался. В колонии получил четыре рабочие специальности: столяр, слесарь, менеджер по продажам, швея (с нуля освоил пошив медицинских халатов). Вел себя образцово и надеялся на смягчение участи. И шанс был дан. На судьбе Виктора отразились последовательные меры гуманизации уголовной политики: амнистия, помилование, изменение законодательства. В сумме срок сократили на 6 лет.
Последние полгода молодой человек отбывал наказание в форме «замены режима»: жил дома, соблюдая строгий график «дом–работа–дом» и лишь час личного времени в сутки. В декабре 2025 года и эти ограничения были сняты. Судимость погасится через пять лет, но главное – он на свободе!
К слову, самые страшные воспоминания молодого человека связаны не с камерой, а с первыми часами после задержания: «Это было время шока и слез. В 16 лет ты не понимаешь, что происходит. Ценности меняются мгновенно. В голове больше нет мыслей о дорогих вещах – только о том, чтобы увидеть родителей. Невероятно тяжелое бремя – осознание причиненной боли близким. Мама до сих пор иногда плачет».
Со старыми товарищами связи прерваны. Не они отвернулись – юноша сам сделал выбор не возвращаться в прошлую среду. И, находясь в местах лишения свободы, также усвоил жесткий урок: «В колонии друзей не бывает. Каждый в подходящий момент может предать».
Сегодня Виктору 20. Он живет в Минске, планирует строить карьеру в сфере продаж. Помогает благотворительным фондам. Смотрит в будущее. На просьбу дать совет тем, кто стоит на грани неверного шага, отвечает: «Думать головой. И ценить родных, пока они рядом. Четыре года – казалось бы, не так много. Но когда ты возвращаешься, видишь, что твои близкие постарели, очень грустно. Со временем приходит понимание, что это было необходимо. Возможно, меня данная ситуация спасла от более страшных последствий».
История Вити – не оправдание, а материальное свидетельство. Предупреждение о скорости падения. О том, как мгновенно «интерес» и «жажда денег» оборачиваются годами за решеткой и сединой на висках матери. А цена иллюзии «легкого заработка» всегда оказывается чудовищно высокой, и расплачивается за нее не только человек, совершивший проступок.
Карина Яроцкая
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале
Прогноз на 2 недели

