Погода в Новополоцке

16 Апреля 2024

Вторник

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

«Нафтан» создаёт переработку XXI века

Главный инженер инвестиционных проектов в управленческой структуре Общества – специалист ключевой. И очень востребованный на внешних связях. Нет месяца, чтобы обошлось без ответственных командировок. А возвращаться приходится не иначе, как с корабля на бал. Потому что на заводе его ждет круговерть неотложных дел. Переговоры. Тендеры. Переписка с партнерами нефтегиганта. Хождения во власть… Нужно запастись терпением, если хочешь получить интервью у Александра ГЛУХОВА. Но ожидание того стоит – даже в штабе «Нафтана» немного людей, равных ему по степени информированности.

– Александр Валентинович, «Нафтану» в суверенной истории Беларуси, Новополоцкому НПЗ в советские годы не раз приходилось быть отраслевым полигоном, где апробировалась и получала путевку в жизнь передовая технология. Судя по пресс-релизам, предприятие стоит на пороге еще одной такой эпопеи.

– Да, это так. Программой развития «Нафтана» до 2015 года предусмотрена реализация проекта «Строительство установки замедленного коксования». Цель – увеличение глубины переработки углеводородного сырья до 92–95 процентов. Это мировой уровень. Чтобы оценить масштаб начатой работы, не обязательно быть специалистом в области нефтепереработки. Достаточно запомнить еще одну цифру. На УЗК завод будет получать дополнительные объемы продукции с высокой добавленной стоимостью. Чтобы достичь аналогичного экономического эффекта экстенсивным методом, «Нафтану» ежегодно пришлось бы прикупать свыше 1 миллиона тонн сырья.
Технология прорыва появляется непросто. В цепи последовательно решаемых задач что ни звено – то эксклюзив. Прежнего корпоративного опыта уже не хватает. Все, кто вовлечен в процесс строительства, обязаны интенсивно учиться, поднимать планку квалификации. И держать себя в таком тонусе годами.

– На какой стадии воплощение намеченного?

– У нас выполнен архитектурный проект. Он прошел государственную экспертизу. Параллельно разрабатывается строительный проект. Заключены контракты на поставку критического оборудования. Оно уже прибывает. И каждый такой груз мы воспринимаем как небольшую промежуточную победу…
– Извините за то, что перебиваю. Но, видимо, не все читатели знают, что такое «критическое оборудование». Без пояснительной ремарки нам не обойтись.
– Критическое – значит наиболее ответственное с точки зрения технологии. Лицензиар процесса в своем базовом проекте такое оборудование сопровождает специальным обозначением. Для нас, эксплуатационников, это важный сигнал. Мы понимаем, что любой аппарат из этого перечня делается по всем международным стандартам, включая требования фирмы-лицензиара, с прицелом на длительную работу в самых жестких условиях. С другой стороны, такого рода предупреждение заставляет нас дорожить временем, действовать на опережение. Почему? Потому что элитное оборудование требует такого же изготовителя, а их много не бывает, и загружены они на годы вперед. Тут каждый день важен. В оперативном ключе ищем изготовителя, испытываем его конкурсом, а потом терпеливо ждем, когда компания, достойная доверия, выполнит наш заказ.
Один пример. Изготовить сырьевые насосы для установки коксования на наших условиях согласилась лишь одна фирма. При этом ее специалисты доказательно нам объяснили, что столь сложный технический заказ никак нельзя сделать быстрее, чем за 24 месяца. А это большой срок. Вот почему критическим оборудованием мы начинаем заниматься буквально с первых дней после получения базового проекта.
Весь пакет таких контрактов был своевременно подписан. Они вовсю реализуются, благо финансовая сторона дела полностью улажена. Элементы коксовых камер, к примеру, были доставлены на площадку в ноябре 2011 года. С той поры изготовлено еще два аппарата. Колонна фракционирования повторила маршрут первой мультимодальной перевозки. На переброску груза сначала по морю, затем по суше ушло около месяца. Операцию проводило СООО «БелДорТяжТранс», которое было выбрано на тендере именно для перевозки критического оборудования.

– Опыт прежних транспортных операций такого рода свидетельствует: хитрости логистики доставкой оборудования на завод не заканчиваются. Возьмем ту же разгрузку. Когда в технологической диковине 200, а то и 300 тонн, ее не сбросишь со спецтележки как мешок картошки. Тут и мозговой штурм нужен, и план производства работ, и суперкран…

– Хороший вопрос. Разгрузка колонны фракционирования и оказалась такой головоломкой. Если бы мы использовали крановую технику, ее аренда обошлась бы заводу в копеечку. Единственный в нашей стране 500-тонник есть в Мозыре. Но сложные погрузочно-разгрузочные работы выполняются в две стрелы. Второй кран пришлось бы искать за пределами Беларуси. Это и хлопотно, и накладно, как я уже сказал. Поэтому была разработана схема разгрузки с использованием гидравлики перевозных спецтележек и установкой специальных подставок под ложемент колонны. Ее масса, к слову, 180 тонн, длина – почти 46 метров.Емкость продувки, которую тоже предстоит доставить из Клайпеды, по длине заметно уступает колонне. Зато больше, чем на метр – шесть с хвостиком против пяти, – превосходит ее в диаметре. С учетом этой особенности ее доставка в Новополоцк тоже превращается в очень ответственную транспортную операцию.
Следом должно поступить специальное устройство для открытия-закрытия люков коксовых камер. Тоже уникальное оборудование. Чтобы понятно было насколько, приведу такую параллель. Любой заводчанин имел дело или, по крайней мере, знаком в теории с регулирующими клапанами, их у нас много. Самые массивные весят килограммов 900. А в этом аналоге более 50 тонн! Чтобы управлять такой запорной арматурой, предусмотрены специальный гидравлический привод, целая система гидростанций, свой КИП, электронный контроллер и так далее. Словом, это сложное, тяжелое, интеллектуальное устройство, приноровиться к которому будет непросто.
Партнеры «Нафтана» его уже изготовили. Наши специалисты выезжали за рубеж на предмет приемки выполненного заказа. Претензий нет. Остается доставка. Она будет осуществлена в рамках текущего года.
В 2013-м, скорее всего летом, ожидаем поставку печи коксования. Это тоже тяжеловесное и крупногабаритное оборудование, которое потребует соответствующих усилий от знатоков логистики. Примерно в те же сроки должны прибыть насосы, о которых я упоминал.
Вся комплектация ведется строго по графику, в русле ранее сверстанных планов. Скажу больше. Мы рассматриваем возможность начала строительных работ уже в этом году. Сейчас идет согласование с генподрядчиком – это НЗМ – технологии подготовки котлована. Казалось бы, что тут хитрого: подогнал экскаваторы и рой! На самом же деле даже в части земляных работ проект отличается исключительной новизной.

– С этого места поподробней, пожалуйста! Отряд новополоцких строителей насчитывает несколько тысяч человек. Заочный ликбез им будет на пользу.

– В соответствии с местной геологией нам необходимо уйти вглубь на 3 метра. То есть вынуть грунт, вывезти его в отвал. А затем сделать обратную засыпку котлована песчано-гравийной смесью с коэффициентом уплотнения в некоторых местах до 98 процентов. На прежних стройках с такими жесткими условиями мы никогда не сталкивались. Как и наши подрядчики. Сообща думаем, какая спецтехника нам понадобится для создания такой базы. Есть некоторые соображения и по поводу возможной экономии. Если снимать грунт на всей площади – одни деньги, если выборочно – совсем другие. Вместе с партнерами ищем варианты, как минимизировать эту статью строительных расходов.

– Говорят, что фундаменты УЗК под стать котловану.

– Правильно говорят. Их изготовление привязано к весне следующего года. Гвоздь этой стадии строительства – обеспечение непрерывного бетонирования ответственных конструкций. Требование особым образом выделено в базовом проекте, что, в принципе, бывает не часто. Речь о главной конструкции, на которой будет покоиться коксовая камера. По расчетам потребуется около 26 шестикубовых миксеров для непрерывной круглосуточной подвозки бетона. И не менее 3 бетонных насосов, включая резервный, которые будут подавать смесь на высоту до 32 метров.
Вкупе с монтажными конструкциями – коксовыми камерами, деррик-краном – и нефтепродуктом вес технологического монстра будет превышать 10 тысяч тонн. Подобная массивность требует высочайшего качества монолитного бетона и особенной системы его наращивания.
Задача выходит за рамки обычной практики новополоцкой стройиндустрии. Видимо, ей понадобится помощь не только городских или областных властей, но, может быть, придется апеллировать к руководству Минстройархитектуры.

– Александр Валентинович, когда ждать пуска этого уникального во многих отношениях технологического объекта?

– Два ближайших года уйдут на строительство. Пуск запланирован на конец 2015-го. Реализация проекта станет поворотным событием в истории «Нафтана». Возьму на себя смелость утверждать, что ничего более сложного, чем установка замедленного коксования, наш завод прежде не строил. Специфика объекта та­кова, что ее трудно с чем-либо сравнивать.
В целях ознакомления мы привезли небольшой фильм, снятый специалистами фирмы-лицензиара. Первое впечатление у зрителей – шок. Технологический комплекс находится в постоянном движении, поскольку режим работы УЗК циклический. А это огромные динамические нагрузки на оборудование, огромная цена любой ошибки, связанной с человеческим фактором. Чтобы рассчитать взаимное перемещение всех элементов комплекса, использовались большие компьютеры. На них, на стадии проектирования, моделировалось до 200 проходов всей подвижной системы.
Словом, глаза боятся, руки делают. Для нас УЗК – эксклюзив, новый горизонт. Но мир давно этот процесс освоил. Если правильно помню цифру, на сегодня построено около 750 коксовых установок. Для национальных экономик, где подобная технология развита, это рутина, будни глубокой переработки. Прошу прощения за игру словами, но УЗК – тот случай, когда глубина отбора целевой продукции свидетельствует о технической высоте производства. Чем глубже – тем выше. Такая вот парадоксальная по форме констатация отраслевого поиска новых возможностей.
Думаю, для нынешнего поколения заводчан установка замедленного коксования станет таким же символом времени, каким на переломе 60–70-х годов были крупнотоннажные установки первичной переработки нефти АТ-8 и АВТ-6. О личной причастности к строительству и освоению таких мощностей ветераны долго рассказывают детям и внукам. Придет время – расскажем и мы!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева
и из архива Александра Глухова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Прикрепите файл в формате JPEG

Год качества
Форум регионов
Славянский базар 2024
Октябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Лента новостей
Самые читаемые новости за неделю
В Новополоцке выбрали лучшую многодетную семью
Просмотры: 3560
Спасибо за службу, Крон! Любимец детворы и помощник сотрудников Новополоцкого отдела Департамента охраны покидает служебный пост
Просмотры: 902
Медицинские работники провели познавательную акцию для новополоцких студентов
Просмотры: 503
Юбилейный фестиваль семейной песни провели в гимназии №2 г.Новополоцка
Просмотры: 461
Галерея памяти
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE