Погода в Новополоцке

5 Октября 2024

Суббота

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

Курс — на гармонизацию с Европой

_MG_9906

Новополоцк готовит первую в стране концепцию мобильности

Сначала об одном прогностическом конфузе…
И нынешним футурологам, и предсказателям прошлого всегда хотелось раздвинуть шторки горизонта, чтобы заглянуть в будущее. Не имея такой возможности, они полагались на воображение и научные выкладки. Угадывали далеко не всегда, хотя прогнозы были мотивированными и поставленными на солидный фундамент подручной статистики. К примеру, в пророчестве московскoго аналитика конца XIX века Белокаменной отводилось лет пятьдесят веселой – в духе «э-эх, прокачу!» – жизни. А затем обретал зримые контуры экологический коллапс. Город неминуемо должен был задохнуться от невывезенного конского навоза.
Не сбылось по той простой причине, что на смену гужевому транспорту пришел автомобиль. Увы, но по части загрязнения окружающей среды он очень скоро превзошел все побочные эффекты, связанные с конными экипажами. И человечество вновь стало биться над старой, как мир, проблемой организации движения в городе.
Эта преамбула поможет нам понять, какая историческая глубина находится под солидарной работой Новополоцкого исполкома и Белорусского союза транспортников. Наш город первым в стране приступил к созданию концепции мобильности. Против кого дружим? Против автокентавров, которые, абсолютизируя автомобиль как средство передвижения, невольно, а иногда и осознанно покушаются на качество жизни в урбанизированной среде.
У проблемы мировой масштаб. Больнее всего она бьет по городам-миллионникам и мегаполисам. Последствия известны. Это безумные пробки на дорогах, удушающий смог, почти 100-процентная доля в уличной какофонии, эпидемии аварий с фатальных исходом, деградация исторической застройки, деклассирование пешехода, гиподинамия, сокращающая век фанатов езды. Впрочем, Новополоцк на фоне худших образцов тотальной автомобилизации выглядит баловнем судьбы. Но и в его сводной колонне порядка 30 тысяч личных машин. По количеству автомобилей на 1000 человек он приближается к среднеевропейскому уровню. Хотя степень понимания процессов, лежащих в основе комплексной мобильности, несет на себе рудименты минувшего века. В то же время страны ЕС (наряду с лидерами индустриального мира других континентов) формируют транспортную политику не только с учетом злобы дня, но и необходимости заделов на дальнюю перспективу.
Именно европейский опыт, представляющий для нас предметный интерес, стал поводом для приглашения в партнеры Белорусского союза транспортников. Команда экспертов БСТ работает над гармонизацией законодательства Беларуси и Евросоюза в области пассажирских перевозок. Транспортная стратегия ЕС базируется на принципах ВТО и соглашениях ЕЭК ООН. Это беспрецедентный случай консолидации усилий многих стран. Достаточно сказать, что объединенная Европа поставила перед собой качественно новую и без преувеличения амбициозную задачу. Планируется повысить уровень комплексной мобильности для своих граждан с одновременным снижением вредных выбросов в атмосферу на 60 процентов.
ЕС – застрельщик мирового движения за разумное использование автомобиля. В числе юридических инструментов соглашение ИНТЕРБУС, касающееся международных перевозок в сфере пассажирского автотранспорта, под которым стоят подписи 44 государств Старого Света. Основная цель договоренностей – построение моста между ЕС и другими странами континента в области транспорта. Беларусь в числе подписантов. Но работа по сведению «пролетов» нашей транспортной политики и принципами ЕС предстоит большая. У нее много аспектов: юридических, материальных, ментальных. По словам первого заместителя председателя правления БСТ Валентины Леончик, нам есть к чему стремиться. Об этом, в частности, свидетельствует европейский опыт пассажирского извоза, сосредоточенного в частных руках. Транспортники ЕС работают в 5 раз эффективнее своих белорусских коллег.
Весь законодательный массив транспортной политики наших западных соседей делает ставку на комплексную мобильность. В ее основе – верховенство интересов клиента. Человек должен иметь возможность вовремя добраться до любого нужного ему пункта, получить качественную услугу и знать при этом, что в случае конфликта интересов закон будет отстаивать его права. Та же державная рассудительность в оценке колоссального ущерба, наносимого автобумом экологии и человеку. На уровне стратегии – всяческая поддержка и развитие общественного транспорта, в человеческом измерении – настойчивая экологизация общественного сознания и нравственных норм. К примеру, в богатой Германии, имеющей один из самых мощных автопромов в мире и очень высокую автомобилизацию населения, все больше людей считают дурным тоном отправиться за хлебом на колесах, если булочная в шаговой доступности, или красоваться в деловых кварталах на дорогой машине, если к офису, где ты работаешь, можно с комфортом добраться на общественном транспорте.
В Западной Европе повсеместно развивается велодвижение, создаются пешеходные зоны, культивируются активные формы досуга, изымающие из систем самосовершенствования небезупречный в экологическом плане автомобиль. Там, где нет наполняемости салона, никто не возит воздух. Власти и партнерствующие с ними транспортники отказываются от регулярного движения, отдавая предпочтение перевозкам под заказ. Финская модель мобильности показывает, что такси можно эффективно использовать для социальных перевозок, включая механизм государственных субсидий.
По мнению экспертов БСТ, источник многих наших проблем кроется в системе управления отраслью. Она неповоротлива и архаична. Очень важно профессионально организовывать работу общественного транспорта. С учетом градостроительных аспектов, природоохранных задач, человеческого фактора, рациональной ресурсной политики.
Понимая, что мы лишь в начале пути к лучшим образцам комплексной мобильности, Белорусский союз транспортников пошел в народ, решил – в параллель с другими направлениями своей деятельности – формировать армию единомышленников на уровне городских образований. Выбор Новополоцка не случаен. Городу близок дух новаторства. Здесь креативная власть. Генеральный перевозчик в лице директора АТП-6 Ивана Ращинского, координирующего контакты исполкома с БСТ, готов подняться над сиюминутным корпоративным интересом во имя грядущего процветания Нефтеграда. И – может быть, это самое главное! – Новополоцк располагает таким экономическим потенциалом, который позволяет корректировать генеральный план развития на марше. Он самодостаточен и в плане человеческого капитала, здесь взойдут семена любой разумной доктрины, всякого начинания, несущего в своем генетическом коде заботу о насущных интересах горожан.
Целевого ликбеза не избежать, но это не страшно. В эпоху информационных технологий расширять кругозор, поднимать образовательный ценз легко, было бы желание. Равно как развенчивать набившие оскомину мифы. Общим местом, к примеру, в дискуссиях о градоустройстве стала тема убыточности общественных пассажирских перевозок. Ее порождает линейный анализ структуры расходов автопредприятий. Но комплексная мобильность потому и носит такое название, что мыслит межведомственными категориями. И спрашивает нас с вами: а кто обозначит бонус автолюбителей в государственных затратах на дорожное строительство? На содержание ГАИ? На выезды спасателей к месту ЧП? На демографические и медицинские последствия, которые тем тяжелее, в том числе по конвертации в бюджетные потери, чем больше личного транспорта на дорогах? На природоохранные программы и много еще чего?
Международные эксперты подсчитали, что качество жизни человека на треть зависит от транспортного обеспечения. При этом каждый рубль, вложенный в грамотно организованный общественный транспорт, дает четыре рубля отдачи в других сферах. Воистину, скупой платит дважды. И то, что недодает муниципальному автобусу, трамваю или троллейбусу, не говоря уже о метро, с громадным превышением инвестирует в другие сектора национальной экономики.
Вот он, первый лист автобукваря, с которого должен начинать знакомство с транспортной проблематикой каждый наш ребенок. Не случайно в программе «Европейской недели мобильности – 2013», проходившей в Новополоцке с 16 по 22 сентября, большинство мероприятий было адресовано детям и школьной молодежи. Акция «Трамвайный вагон». Предложение написать сочинение на тему «Мобильный Новополоцк – какой он?». Конкурс рисунков «Транспорт будущего». Флешмоб «Новополоцк мобильный». Велопробег «День без автомобиля»… Этот тематический марафон предполагал наличие фантазии и сердца, зоркого глаза и упорной пытливости, то есть тех качеств, которые, в конечном итоге, дают обществу людей образованных, совестливых, социально ответственных. Без такой шлифовки подрастающего поколения трудно рассчитывать на гармонизацию наших отношений с природой, в которых гипертрофированная автомобилизация звучит откровенным диссонансом.
«Взрослая часть» недели мобильности нашла воплощение в акции «Бесплатный проезд» и дискуссии «Чистый воздух – это твой шаг». Предложение «спешиться» европейская общественность получила в 17-й раз. Традиция проводить символический День без автомобиля родилась во Франции 22 сентября 1997 года. И с тех пор входит в календарь всех экологов мира как некий день «Ч», который требует не только благочестивых размышлений о хрупкости богоданного мира, но и конкретных действий в его защиту. Зайдя в интернет, вы найдете исчерпывающую информацию об этой ежегодной акции.
А круглый стол, прошедший в лицее, требует небольшого комментария. По сути он был мозговым штурмом, черновой попыткой обозначить стратегические для Новополоцка точки опоры, которые помогли бы городу если не перевернуть устоявшиеся представления о его транспортной системе, то найти консолидированные подходы к ее оптимизации и развитию в духе европейской мобильности. В любом разговоре о преодолении пространства ключевым понятием является «плечо доставки». На новополоцкий километраж пассажирских перемещений влияют несколько исторически обусловленных факторов. Промзона, вынесенная за городскую черту в порядке защиты жилых кварталов от вредного влияния нефтехимического комплекса. Тесное и всестороннее взаимодействие с Полоцком. Линейная планировка, повторяющая изгибы левого берега Западной Двины. Лесной анклав Боровуха вкупе с постоянно растущим архипелагом островков хозяйственной деятельности и дачного отдыха на правобережье.
В Новополоцке проживает 107 тысяч человек. Но маршрутную сеть АТП-6 вполне можно сопоставить по суммированному плечу доставки пассажиров с работой транспортников в городах-миллионниках. Естественная защитная реакция людей при таких концах – покупка личного автомобиля. И все бы ничего, если бы не два «но». Новополоцк так скроен и пошит, что – хотели бы мы того или нет! – практически весь личный транспорт будет тяготеть к улице Молодежной. Здесь сосредоточены неврологические узлы акцентированного градоустройства и общественной жизни. Второй момент – вредные выбросы. На выхлоп автоармад, курсирующих по Молодежной, накладывается дыхание промышленной зоны. И это коренным образом меняет дело. Личное «хочу» отдельного автолюбителя вступает в конфронтацию с естественным правом остальных горожан на чистый воздух…
Словом, Новополоцк – это крепкий орешек для пропагандистов европейской мобильности. Тем интереснее будет наблюдать, как под рукою экспертов БСТ начнет обретать зримые черты концепция транспортной стратегии, которая позиционируется как сборник методолических рецептов для других городов страны. Это вопрос будущего. Но уже сейчас можно сказать, что заложен краеугольный камень большого, чрезвычайно важного и более чем актуального начинания, плодами которого – в случае успеха – воспользуется не одно поколение новополочан.
_MG_9890 _MG_9885 _MG_0302 _MG_0290 _MG_0164

Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Прикрепите файл в формате JPEG

Год качества
Реклама НАФТАН
Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Лента новостей
Самые читаемые новости за неделю
30 сентября начальник УВД Витебского облисполкома генерал-майор милиции Андрей Любимов проведет прямую телефонную линию
Просмотры: 12914
На должность начальника Новополоцкого ГОВД назначен Руслан Филипович
Просмотры: 9041
EVALI. Новополоцкие медики рассказали об опасности патологии вейперов
Просмотры: 6264
Когда включат отопление в жилом секторе?
Просмотры: 3973
Галерея памяти
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE