Прошедшие сквозь ад
11 апреля бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей собрались на мемориальном комплексе «Звезда»
Все мы родом из детства…
Все ли? Среди нас живут люди страшной судьбы, беспощадной недоли. Их детство было украдено вой-ной, перечеркнуто свастикой людоедской идеологии.
Когда Советская Армия, оттолкнувшись от Москвы, Сталинграда, других твердынь Отечества, погнала фашистов на запад, они стали прикрываться живым щитом. Легче всего было схватить женщину с малолетним ребенком. Хватали. И везли в неметчину. В рабство. В одних эшелонах с потрепанными войсками и награбленным добром.
С момента облавного захвата и мать, и дитя попадали в категорию расходного материала. Но это несчастные начинали понимать в Германии. А в телячьем вагоне – голодные, грязные, полуобморочные от нехватки кислорода – они еще тешили себя надеждой, что у лиха будет конец, не звери же лишили их свободы. Они ошибались. Звери были ангелами в сравнении с нацистами, которые проектировали, строили и запускали фабрики смерти…
Первый концентрационный лагерь в Германии был создан близ Дахау в марте 1933 года. Там перемалывали неугодных режиму. В жернова попадали антифашисты, люди другого этнического корня, пациенты клиник, посмевшие своим физическим несовершенством исказить представления арийцев о превосходстве над соседними народами. К началу Второй мировой войны в застенках, в «колючке», в бараках, пропитанных миазмами, оказалось более 300 тысяч человек.
Митинг — реквием в г.п. Боровуха
Митинг — реквием в г.п. Боровуха
В последующие годы гитлеровская Германия создала гигантскую сеть концлагерей. Метастазно возникая на территории оккупированных стран, они превращались в места систематического убийства миллионов военнопленных и мирных граждан, которые преследовались по расовым, религиозным, социальным и прочим мотивам.
Смерть узника от пули была редкостью. Свинец – как стратегический ресурс – фашисты берегли. В Бухенвальде, Освенциме, Майданеке, Треблинке, Маутхаузене, других лагерях палачи пользовались душегубками и газовыми камерами. Тела и души обреченных технология уничтожения вела к печам крематория. Но выйти из ада безданно-беспошлинно не позволялось. Сначала узников истощали непосильным трудом. Человеческих сил хватало на несколько месяцев каторги в цехах и шахтах баронов военно-промышленного комплекса. За это время «белокурые бестии» успевали заработать на каждом заключенном полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
Сатанинская калькуляция учитывала все – золотые коронки и нательные кресты обреченных, их одежду и обувь, волосы и кости, даже зольный прах, на котором тучнели немецкие поля. Дети, не пригодные к тяжелому физическому труду, несли другую страшную повинность. За пустую лагерную баланду малолетние узники платили донорской кровью и убийственным для них участием в изуверских экспериментах. Зачем тратиться на лабораторные исследования ядов и микрокультур, способных стать основой для производства химического или биологического оружия? Режим опосредованного поиска медицинских знаний дорог и долог. Выполняя преступные замыслы одних безумцев, другие превращали детские тела в клинические подмостки, на которых разные формы смерти натравливались на жизнь.
В годы войны на территории нацистской Германии, в странах-сателлитах и на оккупированных землях действовало (помимо тюрем, гетто, других мест принудительного содержания) 14 тысяч концентрационных лагерей. Через них прошли 18 миллионов граждан стран Европы, из которых 11 миллионов было уничтожено. Лагерь смерти Тростинец, располагавшийся под Минском, входил в число крупнейших фабрик смерти. Здесь жертвами целенаправленного истребления стало более 200 тысяч человек – евреев, военнопленных, участников антифашистского сопротивления.
Мемориальный комплекс «Звезда» в городском поселке Боровуха создан из набатного камня. На этом пятачке белорусской земли приняли мученический венец 29 тысяч красноармейцев. 11 апреля для них – как посмертный призыв. В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей они устами младших сестер и братьев по страшной судьбе обращаются к нам: «Плачьте, не стыдитесь слез. И знайте, наши страдания, наш последний вздох, наша смерть имеют смысл, пока вы, живые, помните о нас. Пока боретесь за мир под знаменами, окрашенными жертвенной кровью. Пока День Победы выводит на площади городов-героев наследников сокрушителей фашизма и наполняет ваши сердца гордостью за подвиги отцов и дедов…»
Вот, если коротко, обнаженный нерв митинга-реквиема, прошедшего в Боровухе в минувшую пятницу. Слова благодарной памяти на нем были обращены к живым и мертвым. К микрофону подходили председатель Боровухского поселкового исполнительного комитета и Совета депутатов Виталий Восколович, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Новополоцкого горисполкома Андрей Одиночкин, председатель городской организации общественного объединения «Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма» Валентина Макеёнок, ее заместитель Анатолий Глевацкий. Проникновенные выступления ораторов ложились на канву сценария, с большим тактом подготовленного преподавателями и учащимися СШ №15.
Поклонное мероприятие нашло свое продолжение в городском Доме культуры и досуга, где состоялся тематический вечер «Огонь войны прошел сквозь наше детство». Содержательным стержнем встречи был доклад Валентины Макеёнок. Хотя казенное слово «доклад» в данном случае не совсем подходит. Валентина Иосифовна строгому монологу предпочла душевный диалог. В разговор о насущных делах и заботах организации были вовлечены почетные гости – председатель Новополоцкого городского Совета депутатов Вячеслав Дурнов, заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений исполкома Галина Михайлова, заведующая отделением дневного пребывания для граждан пожилого возраста Новополоцкого территориального центра социального обслуживания населения Ирина Дмитриева, председатель совета ветеранов завода «Полимир» ОАО «Нафтан» Раиса Юдина.
Бывшие узники фашистских концлагерей – люди почтенного возраста. Когда тебе за 70 или более того, хочешь не хочешь, приходится думать о грустном. Скромнее, нежели в трудоспособные годы, становится достаток. Все чаще подводит здоровье. Один за другим уходят ровесники… От безрадостной перспективы круговой обороны спасают устои доброжелательства и взаимовыручки, характерные для нашего города. Валентина Макеёнок назвала десятки субъектов, общественных структур, частных благотворителей, с которыми ей – как полпреду своей организации – приходится сотрудничать. Это исполком во главе с мэром Новополоцка Натальей Кочановой, ОАО «Нафтан», АТП-6, трест №16, ТЭЦ, коммунальные предприятия, «Белая Русь», БРСМ, Красный Крест, Фонд мира, учреждения здравоохранения и социальной поддержки, многие другие.
Церемония возложения цветов на мемориале «Звезда»
Люди, прошедшие сквозь ужасы фабрик смерти, с достоинством принимают знаки участия. Они страдали на чужбине. К ним с подозрением относилась советская власть. Однако подранки войны не сломались, не растеряли лучших человеческих качеств. Выжив среди врагов, великодушно простив своих, они учебой, трудом, вкладом в общественные начинания сограждан доказали высокую пробу закаленных характеров, стали живым предостережением для тех, у кого плохая память на преступления нацизма. Лучший тому пример – Новополоцк, построенный с их участием и преуспевший в побратимских связях со всеми соседними народами.
У нашего города стойкий иммунитет к попыткам пересмотреть итоги Второй мировой войны, обелить человеконенавистническую сущность гитлеризма. Мы преклоняемся перед бессмертным подвигом советского солдата-освободителя. Помним непомерную цену Победы. Громко заявляем: нет коричневой чуме! И в этой последовательной и бескомпромиссной борьбе за чистоту исторического анализа равняемся на современников, которые считают 11 апреля своим вторым днем рождения.
Валентина Макеёнок
Цветы от председателя Новополоцкого горсовета депутатов Вячеслава Дурнова
В городском Доме культуры и досуга
В городском Доме культуры и досуга
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Николая Авсеева