По ступеням мастерства
По ступеням мастерства
Новополоцкому ОАО «Нефтезаводмонтаж» 55 лет
История предприятия богата на уникальные такелажные и монтажные операции. Бывали случаи, когда для буксировки тяжеловесной аппаратуры использовалась многосильная военная техника. И тогда бойкие на язык журналисты, смакуя увиденное, писали в своих репортажах: «НЗМ может всё, но иногда ему нужны танки…» С визитки флагмана городского спецстроя и начался разговор нашего корреспондента с его генеральным директором Александром ЯЛОВИКОМ.
– Александр Петрович, какие дали остались за спиной коллектива?
– Индустриальные. «Нафтан», «Полимир», мощности полоцкого «Стекловолокна» – всё это возводили работники НЗМ. Среди других знаковых строек Надеждинский металлургический завод в Норильске, гродненский «Азот» и его тёзка в Новгороде. Наших монтажников помнят более чем в 20 городах Беларуси, России, Литвы, Узбекистана, Туркмении.
Сегодня «Нефтезаводмонтаж» – это мощная генподрядная организация, которая дарит людям – если переиначить известную песню – промышленные объекты и целые заводы. И не только нефтехимического профиля. Опыт и мастерство наших специалистов востребованы в разных отраслях – энергетике, строительной индустрии, перерабатывающей промышленности. Даже в культуре, тому пример – амфитеатр «Славянского базара».
– В Советском Союзе в большом ходу были трудовые рапорты к праздничным датам. Если бы мы взялись сочинять такую реляцию сегодня, то что бы там нашли читатели «НС»?
– Развернутый ответ потребовал бы написания доброй книжки. Я остановлюсь на нескольких ключевых моментах. Главный доход в семье рабочего человека – заработная плата. Она, в свою очередь, привязана к эффективности труда. Растет производительность – тяжелеет платежная ведомость. Такая взаимосвязь. Так вот, в текущем году мы преуспели и в том, и в другом. Производительность труда в январе-июне выросла почти на треть, зарплата – без малого на 14 процентов. В среднем наши люди сегодня получают 9,6 миллиона рублей.
Положительная динамика и в других прогнозных показателях. У нас приличная рентабельность. Мы в три с лишним раза нарастили экспорт услуг. Вдвое перекрыли задание по энергосбережению. Инвестировали в основной капитал 8,5 миллиарда рублей, что почти в полтора раза больше запланированного.
Радует и другое. В корпоративном портфеле заказов – перспектива на 3–4 года вперед. При такой обеспеченности работой можно решать любые задачи. Обновлять технический арсенал. Укреплять кадровый состав. Апробировать новые формы мотивации.
– Вас хорошо и давно знают на российском рынке строительно-монтажных услуг. На заводах «Лукойла», к примеру. Солнечная Туркмения в этом смысле – новая страница. Вы сами несколько раз туда летали. Как там работается белорусам, привыкшим к умеренному климату?
– Горно-обогатительный комбинат строится на базе Гарлыкского месторождения калийных солей. Это объект-символ. Он показывает, как дружественные народы могут воплощать в жизнь проекты государственного значения. Мощность ГОКа – 1,4 миллиона тонн хлорида калия в год. С его вводом Туркменистан становится заметным игроком на мировом рынке минеральных удобрений. Участием в строительстве такого комплекса мы долго будем гордиться.
Конечно, не всё просто. Есть заминки с поставкой оборудования. Но дело продвигается. Нам предстоит освоить еще 10–12 миллионов долларов. Темпы были бы значительно выше, если бы не среднеазиатский экстрим. Когда плюс 50 в тени, приходится кроить режим труда по тропикам. В разгар лета бригады работают с 10 вечера до 5 утра. А днем люди отсыпаются.
– Вы сказали, что обеспечены работой на 3–4 года вперед. Какая доля заказов приходится на инвестпроекты «Нафтана»?
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что примерно 9 из каждых 10 рублей, заработанных НЗМ, это процентовки, оплаченные «Нафтаном». Ничего удивительного. Нашему партнерству 55 лет. НЗМ строил НПЗ. Сопровождал на всех этапах развития. Первым подхватил рывок нефтегиганта на путях решительной модернизации. Даже в худшие для Заказчика годы он формировал наш портфель заказов процентов на 40.
Нынешняя программа развития «Нафтана» просто грандиозна. Стоимость порядка полутора миллиардов долларов. Доля СМР в общих затратах – 30–40 процентов. Фронт работ настолько широк, что одного генподрядчика уже недостаточно. Но главные объекты остаются за нами. Среди них выделяются два инвестпроекта – крупнотоннажная установка первичной переработки нефти АТ-8 и комплекс замедленного коксования нефтяных остатков.
АТ-8 – это завод в заводе. Если гигантскую установку, расположенную на площади около 3 гектаров, умозрительно разделить на составляющие, то мы получим некое подобие конструктора лего. В нем что ни элемент, то рукотворная гора. Потому что атмосферная трубчатка в окончательном виде будет «сложена» из 20 тысяч кубометров бетона, 4-х с половиной тысяч тонн металлоконструкций. На нее уйдет порядка 2,2 тысячи тонн трубопроводов, более 15 тысяч единиц запорной и регулирующей арматуры, 230 единиц крупногабаритного и тоннажного оборудования, включая технологические колонны, теплообменники, насосы, емкости, компрессора и так далее.
Можно сказать и по-другому. АТ-8 – это установка, которая может обеспечить нефтепродуктами страну с населением 8–10 миллионов человек. Ну, а каков объект, таковы и усилия. На площадке постоянно работают 10 гусеничных кранов грузоподъемностью от 25 до 100 тонн. Были монтажные операции, которые потребовали аренды еще более мощной техники. К примеру, подъем колонного оборудования осуществлялся с помощью кранов, рассчитанных на веса в 500 и 750 тонн. Иначе не получалось. В ином «крупняке» было 45 метров в длину, более 6 метров в диаметре. И масса могла варьироваться от 100 до 200 тонн.
Мало того, были колонны, которые собирались прямо на площадке. Сваривать части в единое тело приходилось на большой высоте. Здесь отличилась бригада Сергея Юницына. Монтаж внутренних устройств колонн – так называемых «тарелок» – тоже стал моментом истины для наших работников. По мнению чешских шеф-монтеров, самых добрых слов заслужили короли высоты из бригад Вячеслава Коваленко и Ивана Шунько.
Монтаж и обвязка 103 единиц насосного оборудования ведется по европейским нормам строительства. Инженерное сопровождение СМР опирается на специальные компьютерные программы и 3D-моделирование. Среди отличившихся работников начальник участка Алексей Аксёнов, прорабы Игорь Клепчуков, Александр Краско, Михаил Курилович, Александр Белоусов, мастера Владимир Черепковский, бригадиры Павел Гаврильчик, Аркадий Басов, Григорий Лещенко, Иван Дубко, Сергей Прудников, Юрий Сафранович, Сергей Ткаченко, инженер производственно-технологического отдела Леонид Харитонов, начальник отдела разработки проектов производства работ Виктор Атрахимёнок.
Работаем сами, координируем действия других. Только на АТ-8 собран пул подрядчиков из 19 лучших строительных и монтажных организаций Беларуси. С учетом других инвестпроектов «Нафтана» их на сегодняшний день 34. А когда развернутся основные работы на комплексе замедленного коксования, число подрядчиков возрастет до 50-ти.
Есть стратегия развития, есть тактика эксплуатации действующих мощностей. На рубеже августа-сентября нас ждет грандиозный аврал на головной установке предприятия АВТ-6. Колоссальный по объемам спецработ капитальный ремонт нужно выполнить за 25 дней. Сейчас мы готовим переброску персонала на этот объект.
– Александр Петрович, АТ-8, строительство которой выходит на финишную прямую, пик индустриального ландшафта. Но мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что комплекс замедленного коксования – всем пикам пик. Особенно его головная установка.
– Вы абсолютно правы. Я попытался дать представление об установке АТ-8. Ее возведение требует колоссальных затрат интеллектуальных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Но чтобы охарактеризовать УЗК, нам придется все это умножить на 4. Таким будет здесь масштаб.
Уникальность и гигантизм УЗК видны во всем. Уже на стадии мультимодальной доставки тяжеловесного и крупногабаритного оборудования участникам эпопеи пришлось пойти на множество креативных приемов и «солдатских хитростей». Это касалось транспортного фрахта, экспедиторских услуг, условий страхования, подготовки заводской инфраструктуры к складированию и предмонтажному хранению технологических диковин.
Дальше – больше. Мы еще не взялись за рытье котлована, а нам – как в репризе у Райкина – говорят: «Ребята, забудьте обо всем, чему вас учили в институте. Строить объект будем по международным стандартам!». Я, конечно, утрирую, но сказать, что на УЗК стоит печать неповторимости, значит ничего не сказать. К примеру, за всю историю строительства установок «Нафтана» мы никогда не имели дела с таким котлованом. Подготовка к монтажу фундаментов потребовала замещения 160 тысяч тонн естественного грунта на песчано-гравийную смесь.
За уплотнением грунта пошли беспрецедентные в нашей практике свайные работы. Буронабивная машина загоняла сваи диаметром 1000 миллиметров на 18-метровую глубину. Каждую нужно было испытать нагрузкой 800 тонн. Ничего подобного прежде в Беларуси не выполнялось. Даже соответствующего оборудования в стране не было. Его пришлось делать на заказ. Уникальным нужно признать и метод ультразвукового исследования каждой сваи – так называемый «кросс холл». Пионерная работа в рамках Минстройархитектуры теперь будет иметь историческую привязку к Новополоцку.
Поражает сердце установки. Или «коксовый остров», если следовать терминологии проекта. Я буду называть параметры, а вы включайте воображение. Представьте себе, что на глубине 7 метров от поверхности грунта, на 120 сваях, расположен монолитный постамент площадью 800 квадратных метров. В нем 4 800 кубометров бетона, укрепленного арматурным костяком, который весит 850 тонн. Для чего такая основательность? Для того, чтобы надежно держать на себе огромную тяжесть надземной части установки. Одни коксовые барабаны весят порядка 1000 тонн. В металлоконструкциях еще 1300 тонн. Их верхняя отметка по отношению к «нулю» взметнется на 113 метров. С учетом глубины залегания свай вертикаль УЗК составит 140 метров. Суммарный вес сооружения – 20 тысяч тонн.
Это еще не всё. Каждый из двух коксовых барабанов весит 445 тонн. Не считая другой тяжеловесной технологии. Чтобы манипулировать таким оборудованием, грузоподъемная техника должна иметь под колесами и гусеницами очень прочное покрытие. Подготовка площадки требует укладки 2 тысяч аэродромных плит общей массой 9 тысяч тонн и площадью 24 тысячи квадратных метров. Особые требования к тем пятачкам «танцпола», где оборудование в сотни тонн будет выводиться в вертикальное положение и затем монтироваться. Здесь аэродромные плиты будут уложены в три слоя.
Или возьмем склад кокса. Казалось бы, сооружение второго плана, прикладное по своей сути. Ничего подобного! Даже в нем масса решений, достойных восхищения. Во-первых, уникальное покрытие. Оно перкликается с конструктивом Витебского амфитеатра. Однако параметры здесь совершенно уникальные, аналога им в Беларуси нет. Длина пролета – 65 метров, высота купола – 20 метров. При этом ощущение красоты и парения. Промышленная эстетика удачно сочетается с накопительной функцией сооружения. Ажурное покрытие в разы увеличивает полезный объем склада. Одновременно, как я уже сказал, достигается мощный визуальный эффект, характерный, скорее, для культовых зданий, чем индустриальной урбанистики.
– Александр Петрович, несколько слов о социальной политике предприятия и работе с кадрами.
– По большому счету, тема требует отдельного разговора. Наша социальная политика строится на уважении к человеку труда. Этот фундаментальный тезис получает детализацию в коллективном договоре. Документ стимулирует человека на добросовестный труд. Гарантирует поддержку любому члену коллектива, который готов повышать квалификацию, осваивать смежные профессии, изучать иностранный язык и программные продукты современных информационных технологий. К слову, средний возраст нашего работника – 36 лет. Это золотые годы в плане самообразования и карьерного роста.
Мы поддерживаем своих людей и в счастье, и в горе. Поощряем здоровые привычки, настраиваем на многодетство, финансируем физкультурно-массовую работу… О нашем социальном пакете мы с вами обязательно поговорим в другой раз. Обстоятельно. Доказательно. С иллюстрациями на руках. А сейчас лишь одна цифра. Текучесть кадров у нас в первом полугодии составила 0,33 процента. Нельзя сказать, что показатель стремится к нулю. Вместе с тем, он настолько незначителен, что служит комплиментом предприятию. Поверьте, рабочим местом в НЗМ люди очень дорожат.
– Ваши пожелания коллективу по случаю 55-летия предприятия и Дня строителя?
– 55 лет – серьезная веха. За эти годы мы сформировали корпоративную сокровищницу, в которой всё поддается калькуляции и вместе с тем выше любого денежного номинала или инвентарной оценки. Опыт – бесценен. Люди – тем более. А партнерские связи? А география сотрудничества? А ветеранский корпус, который пристально следит за успехами родного предприятия и всем сердцем радуется за нас, молодых.
Всем, кто десятилетиями инвестировал свой труд в репутацию НЗМ, здоровья, счастья, благополучия и законной гордости за общее дело.
Мы не одни в поле. В наших достижениях весомая доля партнеров – заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, изготовителей оборудования, лицензиаров, шеф-монтеров. Каждому – наш горячий привет и наша благодарность, идущая из глубины сердца. Твердо верим, что по дороге плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества нам суждено идти многие годы!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Елены Емельяновой