Проект закона «О борьбе с коррупцией» – на общественном обсуждении
В соответствии с поручением Президента Беларуси на общественное обсуждение вынесен проект закона «О борьбе с коррупцией». Проект документа определяет механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц, закрепляет меры по противодействию коррупции.
Электронная версия документа доступна на интернет-сайте Генеральной прокуратуры /http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=97540/ и Национальном правовом интернет-портале Беларуси. Свои замечания и предложения можно направить в редакцию газеты «Советская Белоруссия», а в электронном виде — на интернет-сайт Генеральной прокуратуры и Национальный правовой интернет-портал Беларуси.
Работа по борьбе с коррупцией ведется в Беларуси постоянно. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 октября на пресс-конференции для представителей российских региональных средств массовой информации.
«Еще до своего президентства я возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией. Я внутренне не переношу воров, грабителей и прочих. Поэтому работа по борьбе с коррупцией ведется нами постоянно. Но мы не планируем совершать переворот в законодательстве. Мы будем его совершенствовать каждый час», — отметил он.
В настоящее время в Беларуси идет всенародное обсуждение проекта закона о борьбе с коррупцией. «Общество предлагает много интересных и толковых предложений. Я обратился к народу, потому что закон пишут и готовят чиновники. А они, по нашим исследованиям, занимают второе место в коррупционных проявлениях. Поэтому хотелось бы услышать мнение рядовых граждан. Лучшие идеи будут внесены в законопроект. Что останется, народ будет видеть. У меня нет договоренностей с жуликами — это внесем, это не внесем», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что со временем появляются новые проявления в коррупции, которые не учтены в законе, поэтому возникает необходимость совершенствовать нормативно-правовую базу.
«Жизнь многогранна, появляются новые коррупционные явления. Мы не в первый раз модернизируем законодательство. Я занимаюсь этим вопросом еще и потому, что давно усвоил: какие бы ты реформы не проводил, если в стране высокий уровень коррупции — это испорченное общество и, как результат, например, в Украине, беда, — уверен Президент. — Коррупция, как ржавчина, разъедает любую сферу общества, будь-то экономика или социальная жизнь».
«Никто не сможет привести хотя бы один факт, что я делаю в борьбе с коррупцией одно, а для себя что-то делаю другое. Никто в стране или за рубежом не скажет, что я у кого-то что-то взял. Для меня и моих детей это чуждо», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент уверен, что в стране могут быть идеальные законы, но, если первое лицо в государстве будет коррумпировано, зло будет процветать. «Власть и все ее окружение должны быть абсолютно чистыми. Никому потом пощады не будет. Но я очень боюсь, что где-то будет перебор. Поэтому я предупредил председателя КГК, чтобы не было обвинительного уклона — только по конкретному факту», — добавил он.
Граждане и должностные лица активно вносят предложения в законопроект о борьбе с коррупцией, так как многих волнует эта проблема.
Министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА, какие сферы наиболее подвержены коррупции, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону и каким образом обеспечивается безопасность тех, кто помогает выявить коррупционные преступления.
— Игорь Анатольевич, какие положения законопроекта можно назвать новаторскими?
— Антикоррупционное, как и практически любое другое законодательство, не является статичным. Развиваются общественные отношения, изменяются экономические условия, одновременно появляются новые противоправные схемы и коррупционные риски. Соответственно, должны вырабатываться меры по их нейтрализации.
— Действующая нормативная правовая база в этой сфере в Беларуси постоянно совершенствуется. Нынешние изменения разработаны с учетом правоприменительной практики, опыта других стран и рекомендаций авторитетных международных организаций.
Среди наиболее существенных новаций законопроекта — введение механизма обращения в доход государства незаконного обогащения, полученного государственным должностным лицом, и запрета повторного приема на госслужбу тех, кто ранее был уволен с нее по дискредитирующим обстоятельствам.
Также предусматривается лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и совершенствование порядка декларирования доходов и имущества должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания.
— Какие сферы и отрасли наиболее подвержены коррупции?
— За январь-сентябрь 2014 года в судах рассмотрено свыше 900 коррупционных преступлений, около 80% из них выявили органы внутренних дел. Наибольшее количество подобных злодеяний зафиксировано в сферах здравоохранения, госуправления, промышленности и строительства.
— Этот вопрос нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения общественной опасности совершаемых деяний. Взять, к примеру, здравоохранение. Вред от выдачи фиктивных больничных, заключений о результатах обследований на предмет пригодности к управлению транспортными средствами, работе в сфере торговли и общепита очевиден. Это все так называемая бытовая коррупция.
Еще большую опасность, уже с точки зрения причинения ущерба государственным и общественным интересам, несут злодеяния в сфере строительства, промышленности, аграрно-промышленном комплексе, а также все, что связано с государственными закупками.
- Что можно сделать на законодательном уровне, чтобы изменить ситуацию в этих сферах к лучшему?
— Силами одних правоохранителей это сделать невозможно. Первоочередная задача — сформировать у граждан нетерпимость к ржавчине, разъедающей общество.
Информация о врачах, преподавателях, чиновниках среднего звена, готовых «решать вопросы», передается по сарафанному радио, и в подавляющем большинстве случаев люди предпочитают не сообщать об этом в правоохранительные органы.
Схожая ситуация и в сфере «деловой» коррупции, когда вышестоящий руководитель настоятельно «рекомендует» заключать сделки с определенными субъектами хозяйствования, а подчиненный молча это выполняет, даже понимая, что и цена завышена, и качество ниже среднего, и обязательства в полном объеме не выполнены, и ничего кроме убытков эти сделки не принесут.
Существенное значение имеет повышение прозрачности расходования бюджетных средств и средств государственных предприятий.
В перспективе оправданным видится установление обязанности должностных лиц информировать правоохранительные органы о попытках склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Заслуживает внимания вопрос о лишении коррупционеров права на пользование различными видами государственной поддержки. Например, речь идет об установлении обязанности досрочного погашения льготных кредитов, возврата займов, лишении их возможности пользоваться преимуществами медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Предлагается также введение новых видов административной ответственности. В частности, предусматривающих запрет для определенной категории юрлиц на участие в госзакупках, реализации инвестиционных проектов, привлечение для выполнения работ, финансируемых за счет бюджетных средств.
Достаточно интересные предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства поступают в ходе общественного обсуждения. Некоторые из них могут рассматриваться в качестве перспективных.
— В законопроекте — в статье 39 — говорится, что сообщившему о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образом способствующему выявлению коррупции гарантируется «применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательством». Какие меры безопасности могут быть приняты со стороны милиции?
— Этот аспект регламентирован главой 8 Уголовно-процессуального кодекса Беларуси. При наличии оснований к данному лицу могут быть применены такие меры по обеспечению безопасности, как неразглашение сведений о личности, освобождение от явки на судебное заседание, закрытое судебное заседание, личная охрана, охрана жилища и имущества, изменение паспортных данных и замена документов. Кроме того, может допускаться использование технических средств контроля, прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров, запрет на выдачу сведений.
Борьба с коррупцией — одна из самых обсуждаемых в обществе тем. В текущем году возбуждено более 2,5 тыс. уголовных дел коррупционной и экономической направленности. Уголовные дела по 1,5 тыс. эпизодов преступной деятельности направлены на рассмотрение в суд. По результатам расследования установлен материальный ущерб на сумму около Br135 млрд. Однако, несмотря на принимаемые правоохранителями меры, коррупция продолжает жить.
Почему так происходит и как с этим бороться, корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Следственного комитета Беларуси Валентин Шаев.
- Валентин Петрович, почему не удается полностью искоренить коррупцию?
— Расследованию коррупционных преступлений всегда уделяется особое внимание. Уголовные дела по кражам и убийствам совершаются одними и теми же способами. Формы коррупционных и экономических преступлений постоянно меняются. Поэтому следователи должны более внимательно и детально подходить к рассмотрению таких дел. Сегодня мы можем констатировать, что такие дела расследуются достаточно успешно.
— В текущем году следователями уже рассмотрено более 3 тыс. заявлений и сообщений об экономических и коррупционных преступлениях. На данный момент в производстве следственных подразделений находится ряд резонансных уголовных дел о коррупционных преступлениях в органах государственной власти.
Так, на завершающем этапе расследования находится уголовное дело в отношении ректора государственного учреждения образования «Институт культуры Беларуси». Продолжаются судебные слушания по уголовному делу, расследованному Следственным комитетом, в отношении должностных лиц ОАО «Антасам» (жилой комплекс «Самоцветы»). Вступил в законную силу приговор в отношении бывшего генерального директора строительной фирмы «Облик», хозяйственная деятельность которой осуществлялась по принципу финансовой пирамиды.
— Можно ли сегодня говорить о появлении транснациональной коррупции?
— Да. Уже выявлены отдельные преступные группы. В их деятельности участвовали чиновники, которые способствовали продаже государственного имущества за пределы страны. Одним из примеров может послужить дело в отношении бывших заместителей председателя Гомельского облисполкома Виктора Банчука и Виктора Тризно, ранее задержанных по подозрению в злоупотреблении властью и служебными полномочиями.
Преступления в сфере коррупции, как правило, совершаются группами лиц. Часто кто-то из этих групп сотрудничает со следствием, помогает раскрывать схемы преступлений, устанавливать все обстоятельства. Таким лицам смягчается наказание, либо они освобождаются от уголовной ответственности.
— Считаете ли вы, что, например, ужесточение ответственности за недонесение о фактах коррупции позволит эффективнее бороться с этим злом?
— В Беларуси предусмотрена ответственность за недонесение о совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Но я никогда не считал и не считаю, что ужесточение ответственности за это принесет серьезный результат. На мой взгляд, если говорить об отношениях коллег по работе, подчиненных и начальников, больший результат принесет идеологическая работа и моральные устои. В первую очередь это отношение самого руководителя к данной проблеме. Не сообщая о правонарушении или не проводя разбирательства, любой чиновник-правоохранитель совершает преступление по ст. 425 УК Беларуси (бездействие власти).
Эффективнее бороться с коррупцией позволит развитие правосознания граждан. Человек, который хорошо знает закон, не будет искать возможности его обойти, а заставит чиновника делать так, чтобы закон исполнялся.
Наибольшее количество коррупционных преступлений в январе-сентябре текущего года выявлено в сферах госуправления, здравоохранения, промышленности, строительства и образования. Это было отмечено 22 октября на заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.
Особую угрозу национальной безопасности создают преступления, связанные с нарушением порядка бюджетного финансирования государственных программ, заключения и исполнения инвестиционных договоров, процедур закупок за госсредства.
Так, правоохранительными органами установлены факты незаконного использования значительных денежных средств при проведении закупок в системах концернов «Беллесбумпром», «Белнефтехим», «Беллегпром», организациях сельского хозяйства.
На совещании также обозначено, что согласно статистике, в целом в период с 2010 года по 2013-й число выявленных в Беларуси коррупционных преступлений снизилось на 10%.
В белорусских вузах предлагается внедрить учебный цикл «Противодействие коррупции» для студентов и слушателей, обучающихся по специальностям, связанным с государственным управлением, экономикой и юриспруденцией. Такое предложение было выдвинуто 22 октября на Республиканском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией.
Обеспечить разработку и внедрение учебного цикла в вузах предложено Минобразования совместно с Академией управления при Президенте Беларуси.
Кроме того, поручено органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому провести тщательный анализ деятельности, связанной с полномочиями по расходованию бюджетных денежных средств. С учетом информации правоохранительных органов определить коррупционные риски в каждой отрасли, а также разработать планы по минимизации и устранению этих рисков.
На совещании отмечена необходимость безусловного выполнения требований законодательства о включении в инвестиционный договор положений об ответственности инвестора и их реальном применении на практике.
Прокурорам поручено организовать контрольные проверки эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции, служб ведомственного контроля и кадровых служб в части соблюдения закона Беларуси «О борьбе с коррупцией», а также ст.11 и ст.13 закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Мнения
Алексндр Межуев, государственный секретарь Совета безопасности:
«С явлением коррупции необходимо бороться всеми возможными методами. Должна идти в ногу со временем и постоянно совершенствоваться законодательная база. Показательно, что вопрос вынесен на общественное обсуждение для того, чтобы выявить все аспекты коррупции и найти способы законодательно противостоять ей. Параллельно с изменением законодательства необходимо пытаться менять восприятие людей, их отношение к явлению».
Александр Конюк, генеральный прокурор:
«Борьба с коррупцией ведется постоянно. Но вся проблема в том, что правоохранительные органы, как правило, работают по факту. Задача же стоит в том, чтобы профилактировать коррупционные преступления. Это основная задача на сегодня».
Валентин Шаев, председатель Следственного комитета:
«В сферах образования, здравоохранения и в правоохранительных органах коррупция потеряла системный характер и перестала быть массовым явлением. Мы продолжаем выявлять такие преступления, но масштабы их явно уменьшились. Другое дело, что коррупция сегодня проникла в стратегические отрасли экономики, а тут уже речь не о бытовом ущербе, а об угрозе национальной безопасности. Так что страшным и опасным это явление быть нисколько не перестает».
Игорь Шуневич, министр внутренних дел:
«В большей степени, на мой взгляд, борьба с коррупцией — это всенародное дело. Конечно, борьба с ней — наша участь, это наша основная работа, но мне кажется, когда в обществе будет глубинное неприятие таких негативных фактов, тогда и результат будет весомей».