Как журналист «НС» на несколько часов влился в ряды дорожных рабочих Новополоцкой спецавтобазы
Водители согласятся: сплошное удовольствие – проехать по новенькому ровному асфальту, на месте которого еще недавно была изъеденная временем и погодными контрастами дорога. Если не довелось хотя бы мельком увидеть, как проходил ремонт проезжей части, а налицо только его результат, невольно начинаешь сравнивать свершившийся факт с чудом. Каким трудом дается это рукотворное преображение, выясняла корреспондент «НС».
На этот раз журналисту предстояло на несколько часов влиться в ряды дорожных рабочих Новополоцкой спецавтобазы.
Ремонт дороги: каждая минута дорога
Ясное утро. На небе ни облачка. Милость небесной канцелярии дорожникам на руку. В такие дни каждая минута на счету, особенно если в графике работ ремонт улично-дорожной сети. В этом легко было убедиться. К моменту, когда мы с фотокором пришли на пересечение улиц Калинина и Парковой, здесь вовсю кипела работа. «На уровне городской администрации принято решение провести капитальный ремонт участка дороги по улице Парковой, которая ведет к стадиону «Атлант», – вводит в курс дела заместитель директора ПКУП «Новополоцкая спецавтобаза» Анатолий Сорокин и тут же поясняет: – Производить ямочный ремонт в данном случае нецелесообразно. Дорожное покрытие отслужило свое. Поэтому требовалось сплошное асфальтирование».
Сразу взяться за рабочий инструмент мне не пришлось. А если совсем честно, не доверили. И это вполне объяснимо. Новичкам не все по силам. На наших глазах опытные специалисты приступили к ответственному этапу – стыковке нового слоя дорожного покрытия со старым. В ход идет фреза. С ее помощью работники спецавтобазы вырезали часть изношенного асфальта. Затем на его место легла асфальтобетонная смесь, которую нужно было тщательно разровнять шуфельными лопатами и так называемыми гладилками, приспособлениями, отдаленно напоминающими деревянную швабру. Дорожные рабочие проворно справились со своей задачей. Со стороны дело казалось нехитрым. Словно в ответ на мои мысли, один из работников спецавтобазы снисходительно улыбнулся, мол, сейчас посмотрим, как себя покажет «новобранец».
По накатанной
– А как готовили дорогу к сплошному асфальтированию? – адресую вопрос исполняющему обязанности начальника участка по благоустройству городских объектов Новополоцкой спецавтобазы Роману Щербакову, который трудится в сфере ЖКХ с 2006 года.
– Вкратце технология такая. Сначала грейдером мы выровняли поперечный профиль дорожного полотна, – рассказывает Роман Владимирович, – устранили глубокие ямы и выбоины.
Там, где это было необходимо, произвели ямочный ремонт. Затем – розлив вяжущих материалов, применили битумную эмульсию. Теперь после выравнивающего укладываем чистовой слой асфальтобетонной смеси. Ничего сложного, принцип практически такой же, как и при оштукатуривании стен.
Это сравнение напомнило мне предыдущую смену профессии (репортаж «Фактура труда штукатура») и еще больше приблизило к пониманию азов дорожного строительства. Теорию уяснила. Пришло время засучить рукава и взяться за лопату.
Спецовка, желтая жилетка, шуфель в руках. Издалека, наверное, от работника спецавтобазы меня трудно было отличить. Но скажем прямо, в умении быстро и аккуратно убирать излишки черной, как смоль, смеси с края дорожного полотна и отправлять ее обратно в движущийся асфальтоукладчик, я явно уступала. Николай Щербаков терпеливо помогал мне справиться с порученной задачей.
Молодой человек третий год трудится дорожным рабочим, не понаслышке знает о том, сколько сил требует это дело. Здесь нужны крепкие мужские руки и выносливость. Уже после нескольких взмахов лопатой отяжелели руки, заныли спина и поясница. Казалось, пару минут в том же темпе – и я сдамся. К счастью, появилась возможность передохнуть. Пришла очередная машина с материалом. Мне разрешили забраться на асфальтоукладчик и посмотреть, как происходит его загрузка.
Самосвал дает предупредительный гудок и сдает назад. Горячая асфальтобетонная смесь (оказывается, ее рабочая температура колеблется в пределах 150–180°C) волнами осыпается в бункер спецтехники. От нее поднимается синеватый дымок с характерным запахом. По транспортерной ленте смесь попадает на шнеки асфальтоукладчика. «А по каким меткам движется эта спецтехника, чтобы не сбиться с ровной траектории?» – спрашиваю у машиниста.
Игорь Козловский с готовностью отвечает на мои вопросы, но слов понапрасну не тратит. Сосредоточен на работе. Переключает рычаги, всматривается в панель приборов, где расположен не один десяток тумблеров. Через минуту управляемый им асфальтоукладчик трогается с места и оставляет за собой равномерный слой черной крошки.
Терпение и труд…
Еще через 30–40 минут по асфальтобетонной смеси несколько раз проедет дорожный каток. Горячий асфальт к нему не прилипает по той причине, что вальцы, которые утюжат дорожную одежду, автоматически смачиваются водой. Через несколько часов свежее покрытие остынет и станет твердым, а до этого момента оно остается податливым и восприимчивым к физическому воздействию. «Бывало и такое, что водители, не обращая внимания на дорожные знаки, как нарочно, заезжали на свежеуложенный асфальт, – вспоминает машинист катка Вячеслав Братченя. – После таких случаев не раз приходилось переделывать работу».
Пусть это жизненное наблюдение станет еще одним напоминанием о том, что каждый выбирает свой путь. Твердо верю в то, что желающих оставить после себя след, а не наследить, все же больше. Добросовестный труд, умение преодолевать сложные моменты и вносить свой вклад, чтобы «завтра» было лучше, чем «вчера», на мой взгляд, отличные помощники в этом непростом деле. Повествование свернуло в сторону философских рассуждений, на той же ноте хочется его завершить. На дорожку – высказывание ученого и политического теоретика Джона Шаара: «Будущее – это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем. Дороги следует не искать, а строить. Сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу».
Ольга БАНЩИКОВА
фото Дениса Лещика