Погода в Новополоцке

25 Апреля 2024

Четверг

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

Флаг Новополоцка над вершинами Эльбруса. История ребят, которые покорили самую высокую точку Европы

Вы позволяете себе мечтать – масштабно, так, чтобы разум отказывался верить в возможность осуществления задуманного и только сердце до последнего не теряло надежды на положительный исход? Новополочане Иван Каханчик, Анастасия Литовка и Андрей Стахович однажды задумали покорить самую высокую точку Европы – гору Эльбрус.

novopolochane na Jel'bruse (4)

Свою мечту подкрепляли реальными действиями – несколько лет готовились к восхождению. И вот в ночь с 24 на 25 августа над снежными вершинами Эльбруса взвился флаг Новополоцка. О том, как происходил подъем на гору и что пришлось преодолеть, Иван Каханчик поведал в небольшом рассказе. Это получилась история прежде всего о преодолении границ, которые чаще всего живут в нашей голове.

Введение

Гора Эльбрус… Взобраться на нее хотя бы раз в жизни мечтали многие. Увидеть своими глазами простирающийся вплоть до горизонта горный рельеф, услышать величественное молчание гор.

novopolochane na Jel'bruse (2)

novopolochane na Jel'bruse (3)

novopolochane na Jel'bruse (8)

Но подняться на вершину – серьезное и тяжелое испытание для тела и духа, решиться на которое сможет не каждый.

Идея покорить Эльбрус появилась у нас давно. Горы манили своей недоступностью и неизведанностью, и спустя четыре долгих года подготовки мы были готовы состязаться в выносливости с каменными гигантами. 19 августа 2018 года наша группа из трех человек двинулась в путь навстречу самому незабываемому путешествию в жизни.

Подъем

От подножия Эльбруса мы с Анастасией поднимались вдвоем, Андрей присоединился к нам позже. Для подъема выбрали наиболее трудный путь – северную сторону горы. Ее средний уклон составляет 40 градусов. Кроме того, в этой части нет асфальтированных дорог, отелей, магазинов – ничего того, что могло бы упростить поход и сделать его легким, комфортным и приятным.

novopolochane na Jel'bruse (13)

Подъем же с южной стороны требует меньшей физической подготовки, там есть канатная дорога, которая сразу поднимет человека на высоту 3900 м, а с недавних пор начали ходить ратраки, они доставят путника до отметки 5 100 м. Но эти удобства нас не прельщали, мы хотели полностью погрузиться в атмосферу Эльбруса, прочувствовать его.

Наш подъем начинался с урочища Джилы-Су (1 800 м).

Джилы-Су

Далее путь пролегал в Базовый лагерь на высоту 2500 м, расположенный на поляне Эммануэля. Восхождение заняло у нас три часа. Здесь, в лагере, нас уже ждал Андрей.

После дня отдыха втроем мы вышли на акклиматизационный подъем до следующего пункта нашего пути – штурмового лагеря, откуда совершают восхождение на вершину.

novopolochane na Jel'bruse (14)

Первая ночевка на 3800м в штурмовом лагере.

Штурмовой лагерь 3800 м

Поднимались около 4,5 часов, высота в 3800 м встретила нас неустойчивой погодой: то небо хмурилось свинцовыми тучами, то начинался настоящий ураган с грозой, ливнем и даже снегом! А спустя всего несколько часов над нами вновь простиралась ясная, прозрачная голубизна, словно ничего и не было.

Следующий наш пик – скалы Ленца (4 600м). Они представляют собой несколько скальных гряд, тянущихся параллельно. К сожалению, для Анастасии скалы стали конечным пунктом путешествия. Горная болезнь не позволила ей идти дальше, и она вернулась в штурмовой лагерь. Мы с Андреем продолжили путь вдвоем.

Вершина

Время поджимало, поэтому после дня отдыха было решено подниматься дальше под покровом ночи. И вот в ночь с 24 на 25 августа мы начали штурмовать вершину Эльбруса. Плохая видимость затрудняла передвижение, не спасали даже налобные фонарики. На свой страх и риск мы почти вслепую пересекли зону с трещинами и встретили рассвет на высоте 5 300 м. Леденящий ветер и температура минус 15 градусов по Цельсию бодрили и подстегивали продолжать путь.

Последний подъем дался нам очень тяжело. Так называемый «купол» представляет собой крутой затяжной подъем, набор высоты там достигает около 200 м. Но шли мы целых полтора часа, и это казалось вечностью. В 7.30 утра мы преодолели последний рубеж, и вершина Эльбруса была покорена. Вокруг, в безмолвной тишине, высились снежные шапки горного пейзажа на фоне безупречно чистого неба. От открывающегося вида перехватывало дыхание и звенело в ушах. Мы это сделали! Мы покорили Эльбрус!

novopolochane na Jel'bruse (7)

Почти одновременно с нами достиг вершины еще один альпинист из другой группы. Переведя дух и, конечно, сделав много фотографий, мы стали возвращаться обратно.

Трудности

Эльбрус многие недооценивают. Люди предпринимают попытки подняться на его вершину без соответствующего снаряжения, хорошей подготовки и надежного проводника. Во время восхождения на любую гору высок риск провалиться в незаметную, на первый взгляд, трещину или стать жертвой горной болезни. И только знания и опыт могут помочь избежать страшных трагедий. По неофициальным данным, каждый год на Эльбрусе гибнет от 15 до 20 человек. И, к сожалению, это не только туристы-любители, но и спортсмены с хорошей физической подготовкой.

Возвращение

На обратном пути мы встретили других альпинистов. Кто-то, преодолевая себя, продолжал восхождение, а кто-то разворачивался и возвращался обратно. Каждый прекрасно понимал, что даже если достигнет вершины, обратно может и не вернуться. На высоте 5 000 м – вследствие быстрого набора и сброса высоты – у меня и Андрея началась сильная головная боль, но пара таблеток аспирина спасла ситуацию. Так мы дошли до штурмового лагеря, где все это время нас ждала Анастасия. Вообще в этом лагере спартанские условия: талая вода для питья, минусовая температура по ночам, ветер, снег. В таком месте психологически трудно находиться долго, и, едва передохнув, мы спустились еще ниже – в базовый лагерь, где проспали целые сутки, приходя в себя.

Весь путь на Эльбрус – от базового лагеря до вершины и обратно – занял у нас примерно 11 часов. Обычно восхождение у альпинистов в одну сторону занимает 9-11 часов, но мы справились быстрее.

Впечатления

Совершенно точно, этот поход перевернул наш взгляд на мир. И мы бы не справились, если бы не люди, которых встретили на своем пути. Их искренность, доброта и поддержка вселяли в нас уверенность, придавали сил. Как одна большая семья мы, шаг за шагом, шли к своей мечте и, осуществив ее, осознали: она стоила того, чтобы пройти годы подготовки и все сложности. Это огромная радость, большой почет и невероятный труд побывать в гостях у Эльбруса.

novopolochane na Jel'bruse (1)

novopolochane na Jel'bruse (11)

Послесловие

5 621 м – только начало, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и будем брать новые вершины.

Восточная вершина Эльбруса. 5621 м
На следующее утро мы собрали свои вещи, попрощались с радушными жителями лагеря и двинулись в сторону Пятигорска. Оттуда наш извилистый путь с кучей попутчиков и пересадок лежал в Беларусь, но это уже совсем другая история…

Если в вашей жизни также случился запоминающийся поход/поездка/полет, вы осуществили мечту всей жизни, положите свой рассказ на бумагу и пришлите на электронную почту редакции ngaz@bk.ruс пометкой «Мечты сбываются». Мы обязательно его опубликуем.