Наедине со зрителем
Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь студенческий театр «АРТ» Полоцкого госуниверситета представил камерный спектакль по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева».
Зрителей впервые пригласили на саму сцену университета – прямо в гущу событий, под бок к актерам. Мест оказалось меньше, чем желающих увидеть премьеру. Поэтому она шла на протяжении недели. Четвертая, заключительная, премьерная постановка стала 200й в театральной карьере «АРТа».
Написанная в далеком 1976 году пьеса Аллы Соколовой о зубном враче Павлике Фарятьеве, влюбленном в учительницу музыки Александру, в исполнении «артовцев» получилась какойто особенно трогательной, даже интимной.
В основе сюжета – превратности любви. Главная героиня (в роли Алла Радевич) умна, привлекательна, хорошо воспитана, но безнадежно одинока. Ей давно пора замуж, но за нелюбимого она не пойдет, а милый сердцу не зовет. Измученная своим непонятным положением, Александра встречает врачаидеалиста Фарятьева (Сергей Щербаков). Он немолод, некрасив, живет на квартире с тетушкой (в исполнении режиссера театра Анны Шелеповой). К тому же немного странноват. У него есть теория, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем: «Нас с детства учат смотреть под ноги… А между тем, гдето глубоко в нас живет одно стремление – туда, ввысь, домой». Но в то же время он – настоящий герой, чувственный, откровенный, способный понимать, искренне любить. Только-только познакомившись с Александрой, Павлик предлагает ей руку и сердце. В доме девушки переполох – взволнованная мама (Виктория Матвейчук) пытается всячески поспособствовать этому союзу. Сама Шура в мучительных раздумьях, что выбрать: мечты или реальность? Кажется, вотвот светлый конец, и все будут счастливы. Но жизнь запутывает еще больше. Молодая учительница сбегает к «одумавшемуся» возлюбленному, а ее юная сестра Люба (Карина Серова), на протяжении пьесы ставившая под сомнение высокие чувства, открывается как заботливая дочь и умеющая ценить отношения девушка. Она старается оградить маму от переживаний по поводу очередного необдуманного шага старшей дочери и признается в любви фантазеру Фарятьеву.
Простая история и такие искренние, до дрожи откровенные персонажи. «Артовцы» играли настолько проникновенно, что невозможно было не сопереживать душевным страданиям Александры, не увлекаться смелыми фантазиями Фарятьева, не смеяться вместе с веселой Любой, не влюбиться в заботливую маму и трогательную в своей житейской простоте тетушку. Герои спектакля и его зрители на протяжении действа буквально жили одним организмом. Последние, казалось, старались не дышать, чтобы не помешать, не нарушить игру актеров, не выказать своего присутствия на сцене.
Нелли РАДЬКО