Погода в Новополоцке

1 Октября 2020

Четверг

Новополоцкая городская газета «Новополоцк сегодня»
выходит два раза в неделю объемом 24 полосы
(во вторник – 8 полос, в пятницу – 16).

Номера газеты печатаются в цветном виде.
Газета распространяется по подписке
и через киоски «Белсоюзпечати».

Учредители: Новополоцкий городской
исполнительный комитет, Новополоцкий
городской Совет депутатов.

Подробнее
О нас
Задать вопрос

Вы можете составить электронное обращение,
нажав на кнопку Задать вопрос.

Мы будем рады помочь Вам и ответить
на любые Ваши вопросы.

Новополоцкий психолог о детях в условиях агрессивной информации: «Спокойно и доступно говорить правду»

Информация о насилии, агрессии, жестокости. С ней дети разного возраста могут столкнуться как в жизни, так и через телевидение, интернет, в общении со сверстниками или взрослыми. Когда, в какой степени нужно ограждать детей от такого контакта с окружающим миром? Как действовать родителями, если ребенок стал свидетелем стрессовой ситуации или информации? Рассказывает психолог Центра здоровья молодежи «Диалог» Наталья Демьянова.

к стресу через интернетФото из открытых источников интернета

– Наталья, нужны ли разные тактики, если речь идет о детях разного возраста?

– Несомненно! Четырех- или пятилетка и школьник начальных классов, подросток по-разному воспринимают окружающую действительность. Но общий подход одинаков – с детьми нужно общаться, если дети видят сцены насилия, неважно где: по телевизору, в интернете или на улице. Они имеют меньше жизненного опыта, чем взрослые. Соответственно, им сложнее анализировать, что происходит и насколько это безопасно для них и их близких.

И тут нужно запомнить два важных пункта. Родителям нужно говорить максимально правдиво, но при этом – максимально доступным языком. Объяснять увиденное, но не в плане подачи информации, а давать опору, подтверждать безопасность. «В жизни бывает и такое. Я с тобой. С нами сейчас все в порядке». При этом важно не добавлять в общение нервозность, разговаривать с ребенком нужно в спокойном тоне. И этот совет – про выбор манеры разговора – касается детей абсолютно любого возраста.

Но есть и разные подходы в зависимости от возраста ребенка. Если мы говорим о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то желательно оградить их от информации о насилии. Если не получается полностью, то максимально снизить «дозу», чтобы дети понимали, что происходит вокруг, но при этом без наблюдения за сценами явной агрессии.

Всё, что связано с жестокостью, отражается на психике маленьких детей, порождает неуверенность, страх. И это доказано. Есть исследования канадского и американского психолога Альберта Бандуры. Он проводил пролонгированное исследование на двух группах детей 7-10 лет. Одной было дозволено смотреть по телевизору всё, что они хотят. Другую принципиально ограждали от сцен насилия.

Спустя лет 15 среди тех, кто наблюдал сцены жестокости, около 2/3 так или иначе были в конфликте с законом: либо однократно его преступали, либо стали закоренелыми преступниками. В другой группе подобные случаи составляли что-то около 5-7 %. Несмотря на изначально жесткие условия исследования, оно помогло подтвердить, что информация в детстве может влиять на стиль и манеру поведения взрослых людей. Именно поэтому детей от сцен насилия нужно ограждать.

Нужно все время быть в контакте: разговаривать, понимать, что они видели, как они это воспринимают, как они при этом себя чувствуют. Видеть этот мир их глазами. И давать взрослые, спокойные, устойчивые комментарии по поводу происходящего. Делать это нужно так, чтобы у детей формировалось понимание, что насилие – это не норма.

– Каждый взрослый решает для себя, насколько активную общественную или гражданскую позицию ему занимать, полагаясь на свой жизненный опыт, взвешивая все «за» и «против». А дети? Какую тактику в этом случае выбрать родителям?

Наталья ДемьяноваНаталья Демьянова

– Тут мы плавно переходим к подросткам. Это они находятся в возрасте экспериментов. Это период самоопределения, перепроверки ценностей. Наиболее правильная тактика – не использовать тотальные запреты. А еще более активно разговаривать, помогая, во-первых, формировать объективную картину окружающей действительности, а во-вторых, объяснять правила безопасности и последствия их нарушения, ответственность за совершаемые поступки. Не ограждать (читай «запрещать») поступление информации, в том числе и об агрессии вокруг – тем более, что это сегодня практически невозможно. А еще более доверительно выстраивать общение.

Второе простое правило: дети видят – дети делают. Поясню, как это работает: если взрослый курит, то для подростка это сигнал о том, что это в принципе разрешенное действие. При этом рекомендация «Не кури» будет иметь крайне низкую эффективность. Тотальный же запрет, вообще, может иметь обратный эффект.

Разговаривать с подростками нужно, как со взрослыми. Это позволит сохранить контакт. И тогда будут более эффективными рекомендации обдумывать свои поступки и взвешивать их последствия. А это, в свою очередь повысит степень безопасности – физической и психологической.

– Когда родители должны понять, что пора обратиться к специалисту за помощью?

– Если родители увидели изменения в поведении ребенка, которые им кажутся странными, причем в любую сторону. Например, был тихим – стал активным, был непоседой – стал вести себя более закрыто. Это могут быть первые «звоночки», что нужна помощь. Таких признаков может быть много. Их сложно перечислить или даже просто сформулировать – ведь все дети разные. Но эти вещи, как минимум, нельзя оставлять без внимания.

И нужно опять разговаривать. Но не про события, а про чувства. Не давить, спрашивая: «А что ты видел или слышал?», а интересоваться: «Что ты чувствуешь?», «Как ты себя чувствуешь?» И также важно говорить про свои чувства, выбирая разные формулировки в зависимости от ситуации и возраста ребенка. Например, «Мне тоже волнительно», «Я в растерянности от того, что не знаю, что это и почему происходит».

Что дает такой подход? Это фундамент осознания: «Если я понимаю свои чувства и владею ими, значит, со мной все в порядке, я буду в безопасности». Перевод обсуждения из объективных событий в субъективные ощущения может дать положительный результат, когда ребенок разговорится или, наоборот, перестанет зацикливаться на каких-то темах. Но если эти тактики не работают, если появились явные страхи у ребенка, если родители видят, что то, что происходит – это что-то выходит за рамки привычного поведения, то стоит обращаться к специалистам.

Олеся Усовская

Самые читаемые новости за неделю
Областной праздник тружеников села «Дажынкі-2020» принимал Витебск (фото)
Просмотры: 387
27 сентября митрополит Вениамин совершит Богослужения в Полоцких храмах
Просмотры: 258
В чем секрет долголетия 90-летней новополочанки Марии Дубовской
Просмотры: 245
Уведомления от банков, одноразовые код-пароли, фото документов – какие сведения из телефона нужно удалять
Просмотры: 148
Избиратель - депутат: открытый диалог
Галерея памяти
Год малой родины
Наши проекты
Великая Победа
Подписка Купить газету .pdf
Афиша
Новополоцк LIVE
Последствия уличных акций