Лукашенко обсудил с главой ГТК ситуацию на таможне и переориентацию белорусских грузов
БеПрезидент Беларуси Александр Лукашенко принял сегодня с докладом председателя Государственного таможенного комитета Юрия Сенько.
«Прежде всего, я хотел бы буквально в двух словах услышать об итогах работы вашего ведомства, чтобы в разрезе через таможенные службы оценить ситуацию в нашей экономике. Вы понимаете, что таможня – это в большей степени, чем другие ведомства, зеркало нашей экономики. Какие у нас есть узкие места? Как мы развиваемся в этих сложных условиях мирового кризиса, связанного, прежде всего, с пандемией? И что, с вашей точки зрения, надо предпринять в ближайшее время, чтобы удержать экономику в этом году?» – обозначил несколько вопросов Александр Лукашенко.
Президент также поинтересовался ситуацией на границах с Литвой, Латвией, Польшей и Украиной. «Особенно, что касается двух балтийских государств – Литвы и Латвии. Как вы мне докладываете, почти 40% грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году идут из Литвы и Латвии. Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть», – отметил глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что Беларусь и Россия сейчас обсуждают переориентацию белорусских грузов (нефтепродуктов, калийных удобрений и других товаров) с балтийского направления на порт Усть-Луга. «Как Таможенный комитет видит переориентацию этих грузов? И в развитие этого – наши логистические центры. У нас созданы мощные логистические центры. Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать этим перевозчикам в Беларуси. Как вы видите решение этой проблемы?» – спросил он.
Юрий Сенько начал свой доклад со статистики по внешней торговле. По его словам, за январь — август белорусскую таможенную границу со странами Балтии, Польши и Украины пересекло 71 млн т товаров. Это на 15% ниже, чем за такой же период прошлого года. «На это повлияла, в том числе Россия, которая на 30% снизила объем нефтепродуктов, которые реализовывались для стран Западной Европы. Наше уменьшение экспорта и импорта произошло только на 10%, – отметил председатель ГТК. – В основном это железнодорожный транспорт. На автомобильных пунктах пропуска ситуация на границе практически не отразилась, лишь только в начале пандемии, когда было общее снижение покупательской активности населения как в Европе, так и в странах ЕАЭС. Но уже все потоки восстанавливаются».
О вкладе в республиканский бюджет
За январь — сентябрь в республиканский бюджет поступило Br6,1 млрд платежей, контролируемых Государственным таможенным комитетом. Перечисленная сумма почти на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из причин, как пояснили в ГТК, – проводимый Россией налоговый маневр. Основное уменьшение платежей произошло за счет вывозных таможенных пошлин. Если не брать в расчет эту позицию, то в целом поступившие платежи увеличились на Br230 млн, или на 5,3%.
О правоохранительной деятельности
В этом году таможенные органы уже выявили 210 преступлений. В их числе 79 фактов незаконного перемещения наркотиков через границу. При этом было изъято 95 кг наркотиков и 19 тыс. таблеток, содержащих наркотические и психотропные вещества. Кроме того, выявлено 73 преступления в экономической сфере, ущерб по ним составил почти Br13,5 млн.
Возбуждено три уголовных дела по фактам незаконного перемещения через таможенную границу оружия, боеприпасов и объектов экспортного контроля (частей магазинов к огнестрельному, охотничьему и иным видам оружия).
Таможенные органы также выявили 11 преступлений, связанных с незаконным перемещением через границу крупных наличных средств. Общая стоимость изъятой валюты по административным правонарушениям и преступлениям составила Br2,7 млн.
О развитии таможенной инфраструктуры
В этом году основная часть средств направлена на реконструкцию двух объектов – пунктов пропуска «Верхний Теребежов» и «Урбаны». По состоянию на сентябрь они готовы на 70% и 92,6% соответственно.
Как отметили в Государственном таможенном комитете, модернизация этих пунктов пропуска позволит увеличить их пропускную способность на 1375 автомобилей в сутки.