Личным примером
С 1 сентября во всех учреждениях общего среднего образования введены должности руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Претенденты должны отличаться высокими моральными и деловыми качествами, иметь опыт военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, обладать педагогическими и организационными навыками, проявлять инициативное и творческое отношение к работе. Весь этот перечень заместитель директора Новополоцкого центра допризывной подготовки подполковник запаса Владимир Павленко трактует просто, с житейской мудростью: «Нужно любить детей, не жалеть времени на общение с ними, прививать им настоящие человеческие ценности и самому быть для них примером».
Недавно у Владимира Павленко к обязанностям заместителя директора центра допризывной подготовки добавились часы руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Мы пообщались с ним на тему: «Что собой представляет новая должность и какие перспективы открывает в педагогической работе с подрастающим поколением».
Для начала, Владимир Анатольевич, расскажите немного о себе.
– Я родом из российского города Новочеркасска. Отец Анатолий Григорьевич был инженером, токарем, даже преподавал. Мать Галина Кирилловна 43 года отработала врачом-терапевтом в городской поликлинике. Любовь и уважение к физическому труду родители привили мне с детства. К слову, я и сейчас веду большое хозяйство, люблю работать на земле. На своем участке в Москалевщине завел коз, курочек.
В Беларусь я приехал сразу после окончания Саратовского военного училища в 1989 году. Распределили во внутренние войска – в/ч 3214. Оттуда оправили в Закавказье: в то время там было неспокойно. За 28 лет военной карьеры пришлось помотаться по воинским частям Минска, Гродно, Полоцка. На разных должностях был: командиром взвода, роты, начальником штаба роты. В части 5530 Полоцкого гарнизона дослужился до начальника штаба. На пенсию ушел из Главного управления командования внутренними войсками МВД Республики Беларусь.
Уволившись в запас, три года руководил автошколой МОТШ ДОСААФ в Минске. Наладил работу практически с нуля. Запустил рекламу, сайт. Но тут заболела мать – я всё бросил и отправился к ней в Новочеркасск. Там освоил другие профессии: грузчика и водителя. А в педагогику попал два года назад, когда центру допризывной подготовки понадобился специалист.
Какие важные жизненные уроки вы получили за время службы в вооруженных силах?
– Пойти учиться в Саратовское военное училище меня уговорил школьный друг. В годы нашей юности были живы многие ветераны Великой Отечественной. Мальчишками мы хотели быть на них похожими. Мой дед Григорий Родионович окончил в Самаре школу прапорщиков, командовал полуротой, прошел две войны, неоднократно был ранен, многое пережил и повидал, имел награды за мужество и героизм. В мыслях о жизни он любил повторять, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.
К этим золотым словам я бы добавил: «И никогда не унывать!». Судьба постоянно испытывает человека на прочность. Чтобы выстоять, нужно иметь внутренний стержень, силу волю, трудолюбие. Это, наверное, и есть то главное, что отличает настоящего военного.
А что собой представляет ваша новая должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию?
– Как вы правильно заметили, эта должность действительно новая, поэтому она должна пройти апробацию временем. Говорить о чем-то определенном пока сложно. Основные направления деятельности военрука, согласно методичке, – это организация и проведение мероприятий военно-патриотического характера, профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования. Кроме того, нужно готовить допризывников к службе во взаимодействии с командирами воинских частей, координировать работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11-х классах учреждений общего среднего образования один час в неделю, проводить уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечению памяти павших героев, учебно-полевой сбор для окончивших 10-й класс, факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие как «Юные защитники Отечества», «Готовы Родине служить». И участвовать в образовательном процессе в рамках реализации программы военно-патриотического профиля.
На ваш взгляд, насколько важна эта деятельность?
– Я два года отработал заместителем центра допризывной подготовки и могу по личным наблюдениям отметить, что многие ребята, к сожалению, не знают, например, героев Великой Отечественной войны. Задаешь им вопрос, кто такая Татьяна Мариненко, Марат Казей, батька Минай, а в ответ – растерянный взгляд. Хотя, кажется, столько внимания в школе уделено изучению этой темы… Можно вырастить хорошего математика, биолога, айтишника, но если не привить молодежи уважение и любовь к своей истории, ее ничем не удержишь в родной стране…
Какие формы работы планируете использовать, чтобы достучаться до юных сердец?
– Дети у нас на самом деле замечательные. Их просто нужно направить в нужное русло. Начать можно с простого. Воспитывать любовь к национальным символам через совместное исполнение гимна, поднятия флага. Почаще проводить военно-патриотические игры вроде «Зарницы», посещать места захоронения героев, выбираться на совместные экскурсии по изучению родного края. Идей много, и нынешний год, надеюсь, проверит их состоятельность и важность.
Спасибо вам за беседу и успехов в делах.
Нелли РАДЬКО
Фото Анастасии Григоренко