Войну невозможно вычеркнуть из памяти. Новополочанка Александра Шиманская о сохранении исторической правды
Александра Федоровна Шиманская в годы Великой Отечественной войны была угнана в Германию, где стала малолетней узницей концлагеря. Сегодня она делится своими воспоминаниями и гражданской позицией в отношении изменений и дополнений в Основной Закон, касающихся сохранения исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа.
– Родилась я в Минске в 1939 году. Когда началась война наш дом разбомбили. Через несколько дней немцы согнали жителей на вокзал. Там меня с мамой и старшей сестрой загнали в товарный вагон и отправили в Германию. Дорога была очень тяжелая, но нам повезло. Мы попали не в «Освенцим», а в трудовой лагерь в Тироле. Мама с утра до позднего вечера работала на фабрике, а старшая сестра через какое-то время заболела и умерла.
В 1945 году нас освободили союзнические войска. Мне шел уже седьмой год, и я помню, как американские солдаты угощали нас шоколадками. Тогда я первый раз в своей жизни попробовала сладкое. Возвращались из Германии кто на чем. Я помню, что ехала на открытой машине рядом с бочками с бензином, и все время хотелось есть, а еды не было. Так и добралась до Беларуси. А многие тысячи остались лежать в лагерной земле.
Я считаю, что нужно обязательно рассказывать своим внукам, как было тяжело жить во время войны. То, что положение об исторической памяти закрепляется в Основном Законе – это очень своевременно и правильно. Сегодня мало остается нас – живых свидетелей войны. Нужно, чтобы о нашем героическом прошлом помнили всегда!
Виктор БОРТНИКОВ