Прокуратура Новополоцка – о новациях в Законе «О борьбе с коррупцией»
В декабре 2022 года изменения претерпел Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». На что стоит обратить внимание в обновленном нормативном правовом акте рассказал заместитель прокурора города Новополоцка Сергей Шилько.
О том, что коррупция – серьезная и опасная социальная проблема, которая негативно влияет на экономическое развитие страны, авторитет государственной власти, порождает к ней недоверие лишний раз говорить не приходится. В Республике Беларусь, с момента становления суверенного государства, ведется широкомасштабная работа по противодействию коррупции во всех её формах, которая постоянно совершенствуется.
– Закон «О борьбе с коррупцией» был принят в 2015 году в целях закрепления дополнительных мер по снижению мотивации к коррупционному поведению со стороны государственных служащих, иных должностных лиц к коррупционному поведению – напоминает Сергей Шилько. – В 2022-ем в этот нормативный акт внесены изменения.
Среди моментов, на которые стоит внимание, заместитель прокурора отмечает расширение перечня терминов, применяемых в законе: «В частности, это такие понятия, как «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», «протокольное и иное официальное мероприятие», «лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия».
Нормами о необходимости соблюдения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, дополнена статья, устанавливающая ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
– В новой редакции закона установлен запрет совместной работы супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях не только в государственных органах, но и в организациях с преобладающей долей собственности государства (ранее имел место запрет на совместную работу только в государственных организациях), а также на использование государственным должностным лицом во внеслужебных интересах любого имущества государственного органа либо организации, а не только полученного им при исполнении служебных обязанностей, – обращает внимание Сергей Казимирович. – Появилась новая норма, устанавливающая общие основания ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.
К примеру, статьей 24.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за «Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица».
К новеллам также относятся:
закрепление обязанности для руководителей государственных органов и иных организаций по предупреждению и выявлению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранению последствий нарушений, причин и условий, им способствующих;
изменение порядка изъятия имущества, принятого государственным должностным лицом в нарушение антикоррупционного законодательства. Основанием изъятия такого имущества будет являться совершение коррупционного правонарушения;
конкретизированы нормы, связанные с порядком принятия государственным должностным лицом подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
– Так, исключено из Закона понятие «сувенир» с одновременным установлением предельной стоимости вручаемого лицу подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, – пояснил заместитель прокурора. – Кроме того, установлено, что не являются нарушением ограничений принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов (ранее в доход организации передавались подарки полученные при проведении протокольных или иных официальных мероприятий стоимостью свыше 5 базовых величин).
Законом усовершенствован институт декларирования доходов и имущества, а изменения направлены на ликвидацию избыточных требований к этой процедуре. Введена статья «Доходы и имущество, не подлежащие обязательному декларированию».
Закреплена дополнительная форма взаимодействия, которая позволит конкретной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях своих работников. «Это предоставит руководству организации возможность своевременной корректировки проводимых антикоррупционных мероприятий, – уточнил Сергей Шилько. – Одновременно сохраняется обязанность самой организации по передаче правоохранительным органам информации о фактах коррупции среди ее работников (ст.10 Закона)».
Подводя итоги вышесказанному, заместитель прокурора выразил уверенность, что перечисленные нововведения окажут существенное влияние на профилактику коррупционных правонарушений, минимизируют привлекательность коррупционного поведения и будут способствовать укреплению законности в сфере борьбы с коррупцией.
Подготовила Екатерина Войшнарович