Если у ребенка аутизм. О работе с особенными детьми рассказала заместитель директора новополоцкого ЦКРОиР Виктория Апет
Расстройство аутистического спектра… Сколько страха и боли скрывается за этими словами. Однако специалисты коррекционных центров предоставляют родителям отличную возможность наметить пути преодоления проблем в развитии их особенного ребенка. И сегодня заместитель директора местного ЦКРОиР Виктория Апет расскажет читателям «НС» об особенностях поведения таких детей и о работе с ними.
Виктория Юрьевна, излечим ли аутизм?
– Нет! Но с ним можно научиться жить.
С какого возраста проявляются его симптомы?
– С первых лет жизни ребенка. Уже в год можно заметить специфические проявления диагноза: нет реакции на имя, зрительного контакта с близкими. Не пытается даже инициировать или отвечать на объятия мамы и папы. Малышу скорее даже не нравится тактильный контакт. Ближе к трем годам появляются необычные страхи, повторяющиеся стереотипные действия, отсутствие интереса к сверстникам.
Если родители заметили в развитии ребенка особенности, куда они могут обратиться?
– Необходимо пообщаться с детским врачом-психиатром, обратиться к участковому педиатру, специалистам в Центр раннего вмешательства при детской поликлинике, записаться на консультацию на психолого-медико-педагогическую комиссию к нам в ЦКРОиР.
А сколько ребят с аутизмом посещают местный центр?
– Сегодня наблюдается тенденция к увеличению обучающихся с аутизмом, в том числе со схожими состояниями, проявляющимися в разнообразном сочетании признаков аутизма (30% от общей численности детей).
Какая с ними проводится работа? Наблюдаются ли улучшения в процессе обучения?
– Основные умения и навыки обучающиеся получают при проведении занятий и уроков. Их содержание строится на основе практической деятельности с максимальным включением всех сенсорных и коммуникативных возможностей детей. Педагоги активно используют информационные коммуникативные технологии: электронные возможности компьютера, телевизора и Smart-доски, виртуальные конструкторы, мультимедийные презентации, фильмы. Интерактивная подача материала является посредником для установления контакта с ребенком, особенно, если он не говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях.
В процессе обучения и воспитания используются коммуникативные карточки, таблицы, фотографии, символьные и словесные планы распорядка дня, визуальные инструкции к определенным видам деятельности. Обучают предметному манипулированию и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь.
Формировать представление об окружающем мире во всем его многообразии помогают нетрадиционные техники художественной деятельности (рисование ладошкой, пальчиками, штампы, оттиски и печати поверхностями различных предметов: поролона, пуха, ваты, меха и многое другое). К тому же они помогают нашим подопечным проявлять творческие способности и оригинальные решения, а также становиться ежегодными дипломантами выставок-конкурсов детского творчества.
Возможность раскрепоститься и снять нервное напряжение дает комната «Снузлин» – территория психологической безопасности, которая избавляет от негативной психической энергии через воздействие проекторов световых трубок, фиброоптических волокон, музыки, водяных виброзвуков. Именно выразительные ощущения, разнообразные впечатления, полученные из окружающей среды, являются основой для развития.
Карина Яроцкая
Источник фото на превью 24health.by