Художник-постановщик Дворца культуры ОАО «Нафтан» Ирина Михайлова: «Мой талант – для зрителей»
В преддверии светлого праздника Рождества Христова Дворец культуры ОАО «Нафтан» ежегодно радует маленьких горожан премьерой новой сказочной истории с захватывающим сюжетом и яркими декорациями. Однако мало кто задумываемся над тем, как создается сложнейший антураж на сцене, и кто его автор. «НС» раскрывает интригу. Знакомьтесь, художник-постановщик ДКН Ирина Михайлова.
В учреждении Ирина Ивановна трудится более 30 лет. За это время не раз украшала дворец уникальными произведениями искусства, которые без ложной скромности можно назвать шедеврами. Рисовала огромные полотнища, вырезала из пенопласта объемные изображения, шила ростовые куклы, оформляла яркие фотозоны и даже создавала живые инсталляции. На торжественной церемонии награждения за высокие творческие достижения «Признание» труд и талант героини нашей сегодняшней первой полосы был оценен на высоком уровне – ее портрет украсил городскую Доску почета «Гонар культуры Наваполацка».
Как признается сама Ирина Михайлова рисовать она любит с юных лет. Этот талант ей передался от родных. К слову, именно мама направила дочь по творческой стезе. Благодаря ее стараниям и поддержке Ирина в пятом классе поступила в Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству (ныне гимназия-колледж искусств имени И .О. Ахремчика). Попасть туда было непросто: юные дарования должны были сдать диктант, математику, живопись, композицию, рисунок. Занятия вели такие именитые белорусские художники, как Людмила Измайлова, Михаил Макаренко, Андрей Задоренко. Получив крепкую академическую базу по специальности, девушка в 18 лет вернулась в родной город. Немного поработала в библиотеке Полоцкого госуниверситета им. Евфросинии Полоцкой, где занималась оформительской деятельностью, а в августе 1989 года пришла во Дворец культуры ОАО «Нафтан» под начало главного художника учреждения Светланы Шабаловской.
О Светлане Ильиничне наша героиня до сих пор говорит с нескрываемым восторгом и благодарностью: «Она очень многому меня научила. Как говорится, дала профессию в руки. Сейчас все объявления распечатываются, а раньше нужно было писать их пером. Мы работали вместо ксерокса: аккуратно выводили каждую буковку на плакатах, которые впоследствии размещались на городских остановках. Помню, как мне впервые дали задание оформить сцену к спектаклю «Город мастеров». В советские времена все делалось на бумаге. Нужно было склеить несколько ватманов в пятиметровый задник, нарисовать на этом огромном полотнище декорации, а затем прикрепить его к бархатной ткани. Тупой конец скрепки тяжело проходил сквозь ткань. Я даже плакала от отчаяния, но деваться было некуда. Светлана Ильинична все это время меня поддерживала, направляла и потихоньку влюбила в профессию».
Ирина, расскажите, сколько времени нужно, чтобы создать предпраздничную красоту во дворце? Как создаются декорации к спектаклю?
– Все делается постепенно и в тесной связке с командой специалистов нашего учреждения. Фойе и фасад, как правило, оформляются первыми. Чтобы создать в ДКН новогоднее настроение, я еще в начале декабря начинаю ходить по залам и прикидывать, где что нужно повесить. Затем намечаю себе график, ведь на создание антуража приходится тратить много времени. Например, лет пять назад окна дворца украсили белые домики. Так вот, вырезать их я начала еще летом. Сначала выстроила двухъярусный город из пенопласта с одной стороны, а потом переводила в зеркальном отражении – с другой.
Постановки требуют не меньше внимания и сил. Первым делом режиссер пишет сценарий, который утверждается руководством учреждения. Затем переходим к деталям. Для определенной сцены я создаю специальные декорации, антуражные элементы для актеров. Часто тот или иной предмет должен быть рабочим. Например, в сказке-фентези «Книга новогодних историй» нужна была объемная люстра, в которой зажигается свет. На ее создание у меня ушло около недели. Пришлось повозиться, но результат того стоил.
Однако с творческими людьми порой очень сложно… Бывает не совпадение во мнениях?
– Чтобы избежать подобных ситуаций, я предварительно рисую эскизы. Заранее обсуждаю цветовую гамму и размеры, утверждаю. Но всякое бывает… Помню, как однажды режиссер захотел, чтобы прямо на сцене зацвел пень. Я возразила: «Как? Художник не фокусник, чудеса не творит!» В такие моменты поддержка команды очень кстати. Мой коллега – монтировщик сцены Петр Коваленко немного поразмыслил и придумал, как это сделать. Мы замаскировали под пень урну с клавишей. Актер подходил поближе, незаметно нажимал на педаль и подымалась рамка с цветами. Петр Владимирович вобще смекалистый. Благодаря его придумкам у нас и ступа по сцене летала, и волшебный клубок в нужном направлении катился.
Значит, специалисты ДКН все-таки немного волшебники. А какими работами в своей карьере вы особенно гордитесь?
– Каждый год я создаю что-то новенькое для украшения дворца к праздникам, рождественским представлениям. Стремлюсь выполнять свою работу качественно, на совесть, поэтому не могу выделить что-то одно. Особенно интересно делать бутафорские вещи, которые похожи на настоящие. Например, в сказке «Морозко» нужно было куда-то спрятать микрофон. Я сшила из поролона «надкусанный батон», в который и говорила героиня Марфы. На новогодние огоньки делала ростовые куклы в виде бутылки шампанского, куска сыра, мандарина, колбасы.
Чем за годы деятельности стал для вас Дворец культуры ОАО «Нафтан»?
– Всем. И это не высокопарные слова. Здесь прошла моя жизнь. Я искренне люблю свое дело и счастлива работать с таким количеством талантов. Моя мастерская всегда полна людей. В ней разворачиваются жаркие споры и рождаются необычные идеи. А самое приятное, когда то, что мы создаем вместе, нравится горожанам. Когда дети с радостными возгласами бегут потрогать снеговика, дракончика, сфотографироваться в домике Бабы-Яги или резиденции Деда Мороза. Ведь по сути все наши труды – для зрителей.
Нелли Радько
Фото Виктора Орлова
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале