В Новополоцке прошел первый тренинг по развитию навыков управления по теме инклюзии

В рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза, в нашем городе начались тренинги по развитию навыков управления.

Первый из них состоялся 2 марта на базе гостиницы «Нафтан» и был посвящен основам инклюзии для обеспечения базового образования. Организатором обучающего занятия выступило общественное объединение «Белорусское общество инвалидов»: координатор проекта Наталья Яшкова и модератор тренинга председатель Центрального правления Владимир Потапенко. Участниками же стали представители Новополоцкого городского исполнительного комитета, директора предприятий, учреждений и организаций Новополоцка, которые так или иначе занимаются решением проблем создания доступной среды. В течение дня им предстояло приобрести базовые знания по теме инклюзии, в том числе по вопросам современного понимания инвалидности и универсального дизайна, особенностям организации инклюзивного образования.

Прежде чем участники тренинга приступили к работе, с приветственным словом выступил заместитель председателя горисполкома Олег Буевич.

IMG_9825

Он рассказал о том, что за прошедшие годы удалось сделать городским властям в вопросе создания безбарьерной среды, интеграции детей с особенностями развития в образовательную систему. Поделился Олег Геннадьевич и планами на 2017 год.

Условно тренинг проходил в два этапа. Сначала участники заслушали доклады заявленных экспертов, а после обсудили полученную информацию и поделились мыслями по ее практическому применению. Так, заместитель председателя ЦП ОО «БелОИ» Сергей Дроздовский говорил о феномене инвалидности как социальной проблеме. Начав выступление с исторической справки, он рассказал о том, как рассматривается инвалидность сегодня и с какой позиции на нее нужно смотреть, чтобы эффективно выстраивать политику.

IMG_9839

Самый прогрессивный подход – воспринимать разного рода психофизические ограничения как проблему прав человека, барьер, который мешает людям в одинаковой степени пользоваться благами цивилизации, быть равными членами общества, иметь возможность реализоваться как личность. «Конечно, мы не придем к идеалу, – подчеркнул Сергей Евгеньевич. – Но здесь и сейчас у нас есть огромное количество возможностей. Мы можем их использовать с целью изменить свою жизнь и с условием, что завтра мы станем жить лучше. Сформировать доступную среду сегодня мешает сложившееся отношение внутри общества, основанное на огромном количестве стереотипов. Они действительно препятствуют развитию. Сдерживающим элементом являются и наши страхи. Мы чаще всего боимся перемен, которые на самом деле могут принести качественные изменения».

IMG_9784

Директор Института инклюзивного образования Вера Хитрюк затронула тему инклюзивных процессов в образовании. К ним относятся подготовка образовательной среды и команды, в которую бы был включен учитель-дефектолог, педагог-предметник, разработка нормативно-законодательной базы, создание структур, которые смогут продвигать идеи включенного образования, формирование активной родительской позиции, участие мам и пап в образовательном процессе. Последнее крайне сложно воплотить. Долгое время родители воспринимали себя заказчиками образования, поэтому занимали отстраненную позицию. Возникнут вопросы и по нормативной базе. Сегодня инклюзивное образование законодательно не закреплено. Существует лишь концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. Это всего лишь стратегический программный документ.

IMG_9797

Поэтому пока мы можем говорить о вот-вот формирующихся инклюзивных процессах в образовательной среде. Также Вера Валерьевна говорила о неизбежности и целесообразности инклюзивного образования, о рисках, с которыми сталкиваются педагоги в процессе его внедрения. Рассказала о возглавляемом Институте инклюзивного образования, созданном на базе БГПУ им.М.Танка, и о ресурсном центре, который скоро откроется. «Инклюзия в образовании – крайне сложный, длительный процесс. Вместе с тем это реальность, подкрепленная ходом исторического развития национальной системы образования и становления социального сообщества, – заострила внимание Вера Хитрюк. – Чтобы инклюзивные процессы в образовании состоялись, важно сконцентрировать, оптимизировать и активизировать все ресурсы».

Свое выступление доцент кафедры «Архитектуры жилых и общественных зданий» БНТУ Наталья Лазовская посвятила универсальному дизайну как составляющей инклюзивного процесса. Она точно описала, каким должно быть доступное для всех здание. Оказалось, значение имеет не только безбарьерный вход и окружающая среда, но и универсальная «начинка». Удобный для всех категорий граждан дизайн включает мобильную мебель, которую можно подогнать под определенную высоту и ширину, универсальные проемы и лифты, доступные санузлы, минимальное количество подъемов и спусков. Информация в таком здании подается визуально, тактильно и в звуковой форме.

В Беларуси есть здания, построенные по нормам доступности. Одно из них – образовательный центр им.Йоханнеса Рау, возведенный еще в 1995 году по совместному проекту немецких и белорусских архитекторов. К сожалению, сегодня в республике полностью доступных зданий мало. Все чаще при проектировании или реконструкции делается акцент на людей с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата: для них устанавливают пандусы, поручни. А вот граждане с инвалидностью по зрению и слуху остаются не у дел. Вместе с тем сегодня в Беларуси, в том числе в Новополоцке, есть возможности и потенциал для 100-процентного обустройства пространства, максимально удобного для всех.

Уже после участники обсудили поднятые в ходе тренинга темы, задавали уточняющие вопросы экспертам. К слову, подобные тренинги будут проводиться и дальше. Ведь, как отмечают организаторы, формирование инклюзивных пространств – как в образовательной, так и в городской среде – зависит не только от наличия финансовых средств, но и от уровня компетентности в этой сфере представителей местных органов власти и профильных организаций, использования современных технологий и подходов обеспечения универсального дизайна.

Анна Ободова
Фото автора

Print Friendly

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Прикрепите файл в формате JPEG