Куда делись остановочные пункты в Новополоцке? И еще кое-что о проектах «Зеленых городов»
Вы, конечно, заметили, что в Новополоцке демонтировали три остановочных павильона. Два на остановке «Гостиница» и один на «Калинина». «НС» выяснила, куда они делись и когда будут восстановлены. А заодно узнала подробности о реализации в нашем городе еще нескольких проектов.
«Виновники» исчезновения остановочных павильонов – Павел Астапеня, национальный эксперт по городской мобильности проекта развития ПРООН «Зеленые города», и его коллеги. Сегодня на один день они приехали в наш город, чтобы на месте проверить, как продвигается реализация задуманного.
Всего в Новополоцке будут заменены 5 остановочных павильонов. К трем автобусным будут добавлены два трамвайных.
Павел Астапеня, национальный эксперт по городской мобильности проекта развития ПРООН «Зеленые города»:
– Сегодня важны и дизайн, и функциональность остановочных павильонов. Внешний вид остановок должен быть современным, но нейтральным, то есть, решенный в едином для города стиле, он должен подходить как для исторического центра, так и панельного микрорайона. Разрабатывали дизайн ваши студенты – специалисты-архитекторы Центра урбанистики дизайна ПГУ.
По проекту, остановочные пункты должны быть изготовлены из современного материала – закаленного стекла с антивандальной пленкой. При этом прозрачность не станет неудобством. Для защиты от ярких лучей на крышу остановки будут нанесены специальные солнцезащитные полосы. Все павильоны будут с подсветкой. Также предусмотрен информационный лайтбокс.
Кроме обновления самих остановочных павильонов, планируется, что на этих пунктах появятся электронные табло, которые будут в режиме онлайн показывать время прибытия транспорта. Сейчас объявляется конкурс по выбору подрядчика для выполнения этого проекта. И если новый облик новополоцкие остановки должны приобрести до 15 августа, то информационные табло возможно появятся позже.
Продолжая тему транспорта, затронули работу светофоров на Молодежной.
Павел Астапеня, национальный эксперт по городской мобильности проекта развития ПРООН «Зеленые города»:
– Должен сказать, что первоначальный проект претерпел изменения, – уточнил Павел Астапеня. – Если сразу после запуска всех светофорных объектов можно было проехать почти всю Молодежную без остановок, то позже перепрограммировали несколько контроллеров. Светофорные перекрестки, расположенные ближе к Василевцам, сделали по требованию ГАИ более безопасными в плане разведения автомобильных потоков, но, к сожалению, в ущерб координации с другими светофорными объектами по Молодежной.
Новополоцк в некотором смысле особенный. Если вы приедете в Минск, то у нас нет таких диаграмм регулирования перекрестков, чтобы с четырех входов потоки автомобилей друг с другом не пересекались. Обязательно кто-то кому-то должен уступать. В Новополоцке практически везде максимально бесконфликтное движение. Наверное, возможен компромисс, который при этом позволит обеспечить и зеленую волну, и безопасность проезда перекрестка, но он сложно достижим.
Также хочу остановиться на изменениях в схеме организации дорожного движения в городе. Обратил внимание, что пока не все водители понимают, для чего нужны «островки» и не используют их по назначению. Эта полоса для поворота. При ее использовании вы не задерживаете поток, улучшается видимость встречного транспорта, что в совокупности уменьшает число конфликтов и повышает безопасность. Во многих городах Западной Европы, Америки, Азии, России давно используется такая разметка. Сегодня уже нельзя ездить так, как в старое время. Ведь дорога в городских условиях должна постоянно адаптироваться под ситуацию. На перегоне хватит и одной полосы, на перекрестке их нужно добавлять, плюс еще и автобусам найти место.
Разговаривая о реализованных в Новополоцке проектах по городской мобильности, мы не могли обойти вниманием всё, что сделано для велосипедистов. Установлены велогаражи. Начаты работы по обустройству в городском парке еще одной велодорожки. Как рассказал Павел Астапеня, в рамках корректировки дорожного движения со временем велополосы также должны появиться по улицам Василевцы, Ктаторова, Калинина.
Павел Астапеня, национальный эксперт по городской мобильности проекта развития ПРООН «Зеленые города»:
– Все остальные велополосы будут выполнены в такой же стилистике, как на Молодежной. В рамках своего проекта, если появится возможность выделить средства, то попробуем нанести зеленую разметку на всех велосипедных переездах – там, где велополосы пересекаются с дорогой. Эти участки будут выкрашены зеленым пластиком, который в отличие от краски может эксплуатироваться до 5 лет.
А если заглядывать еще дальше, то Павел Астапеня рассказал, что было бы неплохо, если в Новополоцке появилась целая сеть велодорожек прогулочного предназначения, подобная той, что обустраивается в парке. По мнению эксперта, сегодня необходимо развивать общественное пространство. Детей и молодежь пора отвлекать от гаджетов, выводить на улицы, усаживать на велосипеды. Пора уходить от малоподвижного образа жизни, что пойдет на пользу здоровью отдельных людей и целых городов.
Олеся УСОВСКАЯ
Фото автора и Анастасии Григоренко