Об ответственной, порой рискованной, но интересной работе аварийной службы Новополоцкого КУП «ЖРЭО»
В первых числах февраля 2020 года Валерий Шендо, слесарь-сантехник 4-го разряда аварийной службы, был представлен к награждению Почетной грамотой главного управления ЖКХ Витебского облисполкома. За 18 лет работы в отрасли и почти 8 в «аварийке» он не раз проявил свои лучшие профессиональные качества, за что отмечался занесением на Доску почета Новополоцкого КУП «ЖРЭО».
Профессию слесаря Валерий Шендо, уроженец Миорского района, получил в СПТУ городского поселка Видзы. А приставка «сантехник» обрела актуальность после того, как семья Шендо переехала в Новополоцк. Сначала поводом устроиться на работу именно в систему ЖКХ, рассказал собеседник, стала перспектива получить квартиру. Но хотя так «легко» решить жилищный вопрос не получилось, со временем менять сферу деятельности Валерий Андреевич не стал. Просто переквалифицировался из кровельщика в более перспективную профессию слесаря-сантехника. А потом из ЖЭСа перешел в аварийную службу.
Здесь, говорит, Валерий Шендо хоть и сложнее, зато интереснее. За прошедшее время изучил Новополоцк как свои пять пальцев: каждую улочку, каждый дом. Нравится то, что на вызовы отправляется не в одиночку, а с напарниками. Что работа сменная, а значит есть больше времени на увлечения – рыбалку и автомобиль. В общем, если бы пришлось начинать всё сначала, еще раз повторил выбранный жизненный путь.
Александр КОЛОЦЕЙ, начальник аварийной службы Новополоцкого КУП «ЖРЭО»:
– Задача нашей службы – оперативное устранение всех аварий в жилищном фонде: на тепловых, электрических и сетях водоснабжения и канализации. Работаем в 4 смены. В каждой – 3 сантехника, 2 электрика и мастер, которые выезжают на вызов. Также по необходимости подключаются 2 сварщика. Используем различный ручной инструмент, есть автомобили для того, чтобы быстро добираться до места аварии. Недавно «автопарк» обновили – купили две машины «УАЗ Профи».
В диспетчерскую службу «115» поступают заявки. Диспетчер передает их днем в нужный ЖЭС, а в обеденное время, после 17 часов, в выходные и праздники – сразу нам. Если заявки поступают одновременно, то степень приоритета определяет сменный мастер. При этом мы всегда звоним и предупреждаем тех, кто не первые в очереди. Например, по одному адресу не полностью греется батарея, по другому шумят трубы в подвале, по третьему поднимается «канализация»… Придем во все, но куда первыми – очевидно.
Работаем круглосуточно, выезжаем в Боровуху и деревню Рудню. Загрузка у нас неравномерная. Днем часть вызовов из числа не самых экстренных обслуживают рабочие ЖЭСов. А вот ночью, в праздники – у нас самое напряженное время. Если вызовов нет, не сидим без дела. Оказываем платные услуги, также у нас заключены договоры на аварийно-восстановительные работы с крупными торговыми объектами в городе.
Сегодня время диктует и экономические, и другие требования ко всем, кто работает в сфере услуг, даже тех, которые оказываются в аварийном порядке. Есть корпоративные стандарты, которые предъявляются и к компетенции работников, и к тому, как они должны себя вести. Поэтому образ «сантехника Афони» – это уже прошлое.
Ольга СТАЛЬМАКОВА, старший мастер аварийной службы:
– Ликвидация аварии – это каждый раз по-разному. Может занять пару часов, а может и гораздо больше. Бывает, что одна бригада начинает, потом выходит в смену следующая, и обе продолжают устранять повреждения. За 12 часов принимаем от 5 до 40 заявок.
Иногда наши работники не только выполняют свои служебные обязанности, оказывают помощь, но и сталкиваются с неадекватностью. Были случаи, когда нетрезвые жильцы даже угрожали бригаде топором. Тогда и милицию нужно вызывать. А случалось вытаскивать из вентиляции птичек. Это не входит в обязанности нашей службы, но когда звонит взволнованная бабушка с просьбой открыть подвал – будет искать кошку, или мама, у которой плачет ребенок, потому что тоже потерялся любимый питомец, как тут отказать, если есть возможность и бригада не на выезде.
К сожалению, ни одна смена не обходится без ложного вызова. Хорошо если одного. Недавно было: «Приезжайте срочно, нас топят!». А на деле протечка была с месяц назад, всё уже подсохло, но хозяйка вдруг решила зафиксировать факт аварии. Бывает, что вообще дверь не открывают. Вот случай: дошла очередь до заявки, приехала бригада, а дома никого. По телефону хозяйка отвечает: «А я еще на работе».
Вот и получается, что едва ли не самое сложное в нашей работе – это общение с людьми. А они бывают очень разные. Недавно на вызове, рассказывали в бригаде, одна бабушка ругалась, что долго ехали, а вторая, наоборот, искренне благодарила: «Спасибо, мальчики, что спасли меня!». А мы свои эмоции стараемся сдерживать и просто выполнять свою работу. И никого не оставим в беде: ни одинокого человека в квартире, ни несколько домов, ни детский сад. Тут никаких различий быть не может!
Олеся УСОВСКАЯ, фото автора