Работа на всю жизнь. Петр Смыков 48 лет трудится в Новополоцком трамвайном парке
Петр Смыков связал свою жизнь с Новополоцким «Трамвайным парком» в год его основания – в 1974-м, и 48 лет трудовой деятельности посвятил этому транспортному предприятию, ставшему для него вторым домом.
Петр Трофимович, с чем было связано решение о создании в нашем городе «Трамвайного парка?»
– Трамвай – это экологически чистый транспорт, и для нашего города большой нефтехимии он подходит лучше всего. В семидесятые годы в Новополоцке сложилась острая транспортная проблема. Я помню, как на остановках собиралось до пятидесяти человек. Мы пропускали по шесть переполненных рейсов, чтобы доехать до работы. Руководством завода «Полимир» было принято решение построить для своих сотрудников эту линию. Когда в 1974 году ее запустили, то нагрузка на автобусный парк резко снизилась, и транспортная проблема была решена.
Если вернуться на 48 лет назад, то как для вас все начиналось?
– Образование я получал в 28-м училище по специальности «Электромеханик». Первый раз я пришел в трамвайный парк на летнюю практику в июле, а уже в сентябре, после защиты диплома, устроился на работу. Город Новополоцк в те годы почти полностью состоял из молодежи. Были, конечно, люди и постарше, но в основном инженерных специальностей – специалистов собирали со всего Советского Союза. А водители, электрики и слесари – это мои одногодки или чуть постарше. Их направляли сюда по распределению после учебы.
Я в основном занимаюсь обслуживанием контактной сети. После сдачи трамвайной линии было много недоделок. Раньше устанавливали сроки завершения объектов к каким-то юбилейным датам, и все старались быстрее всё сделать, а то можно остаться без премии. Вот мы потом и переделывали. Наладили линию за три года. После этого бывали небольшие поломки, но срывов движения не было.
А какой пассажиропоток был на протяжении вашей работы на предприятии?
– С самого начала людей было не очень много, но начиная с конца восьмидесятых годов, рабочих существенно прибавилось. Пришлось сцепить вместе по два вагона, но даже это не помогло. В то время на «Полимире» работало очень много новополочан. А затем пассажиропоток стал падать. До 2003 года мы были в составе завода как цех, а позже стали отдельным предприятием – Новополоцким «Трамвайным парком».
Что вас так долго держит на одном рабочем месте?
– Наверное привычка. Особенности характера. Не люблю бегать с места на место, искать где лучше условия работы. Мне всегда было хорошо на моем предприятии в дружном коллективе. Раньше у нас было весело. Приходило на практику много студентов – будущих электромонтеров, мы их обучали. Некоторые потом оставались работать, кого-то забирали в армию. Жизнь кипела.
Петр Трофимович, Вы как старейший работник предприятия какое напутствие можете дать молодым специалистам, которые стоят перед выбором трудового пути?
– Хочу пожелать новичкам более детально вникать в свою профессию. Не бояться много работать и относиться к труду с уважением.
– Петр Трофимович очень ответственный. Всегда подскажет, поможет в трудной ситуации. Без таких старожилов было бы трудно работать. Он и среди ночи может приехать, если что-то случилось на линии.
Нам всем хочется вдохнуть новую жизнь в предприятие. Сейчас трамвай доезжает только до «Измерителя», а всё трудоспособное население живет дальше, в 9-м микрорайоне. Есть проект продления путей до коттеджей. Он предусматривает, что трамвай повернет рядом с хлебозаводом, выедет на улицу Молодежную и завершит свой маршрут в конце города. Такой проект очень нужен для нормальной жизни трамвайного парка и удобства горожан.
Виктор БОРТНИКОВ
фото Елены Емельяновой