Ровесники Победы. Воспоминания Евгении Циндель о войне и лагерных муках
Вырвавшиеся из рук смерти – так можно назвать людей, побывавших в фашистских концентрационных лагерях или в рабстве на территории Германии. К сожалению, свидетелей вероломного нападения нацистов на СССР становиться все меньше. Евгения Циндель всю свою долгую жизнь хранит воспоминания о Великой Отечественной войне как о самом большом горе для сотен тысяч мирных граждан, а также для близких тех, кто был замучен в лагерных застенках.
Евгения Циндель жила вместе с семьей в Полоцке. Она вспоминает, что, когда началась Великая Отечественная война, над городом пролетели фашистские самолеты, с которых сбрасывали листовки. Дети не понимали происходящее и думали, что это подарки. Но мама рассказала маленькой Жене о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. А на следующий день прямо в огород упала и взорвалась авиационная бомба, проделав в земле большую воронку. К счастью, дом не пострадал.
В городе начались мобилизация и эвакуация. Отец Евгении трудился на Полоцкой гидроэлектростанции до последнего дня, так как нужны были люди для поддержания бесперебойной работы стратегического объекта. Когда пришли немцы, вся семья находилась в городе. Оккупанты заставили мужчину подвозить продукты к местам расположения своих частей, поэтому его вместе с родственниками не отправили в Германию.
Время шло. Однажды сосед, служивший у новой власти полицаем, решил пойти на шантаж. Предатель знал, что в семье есть евреи, и предложил мужчине отдавать продукты, которые предназначались для солдат. Взвесив все за и против, отец Евгении решил, что, забрав провиант у немцев, он обеспечит себе расстрел на месте, а полицай может и не сообщить. Однако враг доложил в комендатуру. Всех отвезли на вокзал и отправили в Германию. По дороге состав разбомбили. Надзиратели сделали перепись оставшихся в живых людей, фиксируя с их слов сведения о национальной принадлежности и возрасте. Когда подошла очередь семьи Циндель, то мать записала всех как русских.
После прибытия в Германию Евгения заболела тифом. На вокзале фашист отвел ее в сторону, чтобы расстрелять. Но одна бездетная семейная пара забрала девочку вместе с родственниками к себе на ферму в качестве работников. Более тяжелого труда невозможно было представить. Весь день взрослым и детям приходилось убирать с полей большие и маленькие камни. Рядом находился концентрационный лагерь, из которого периодически приезжали санитары и забирали маленькую Женю для сдачи крови. Очевидно, что после подобных «процедур» шестилетняя девочка не могла собирать камни. Тогда хозяйка привязывала ее руки к стулу и била по запястьям палкой.
Наконец, в мае 1945 года семью освободили. Но на этом испытания не закончились. Сразу после возвращения в Полоцк отца по доносу соседа посадили в тюрьму. В то время еще только начинали разбираться в том, помогал ли ты фашистам или находился в концентрационном лагере. Тюрьма находилась на противоположной стороне Двины. Прямо к ее стенам подходил паром, который стоил пять копеек. Однако паромщик не брал с девочки денег, так как знал, что она везет кусочек хлеба родному человеку. К счастью, главу семьи отпустили через некоторое время без суда.
Прошли годы. Когда в Новополоцке в конце шестидесятых открывалась служба быта, Евгения Игнатьевна пошла работать мастером закройного цеха, затем стала его начальником, возглавляла бюро бытовых услуг. Сегодня у семьи Циндель есть настоящие друзья – сотрудники и воспитанники детского сада № 25. Его заведующая Татьяна Писарук вместе с коллективом не оставляют бывшую малолетнюю узницу фашистского концлагеря Евгению Игнатьевну без внимания. В любой, даже самый незначительный праздник, ребята приходят навестить женщину. Мальчики и девочки специально готовят мини-концерт, дарят подарки. Бабушка Евгения стала для детского сада символом мужества.
Виктор Бортников
фото автора