Особенности привлечения лиц к административной ответственности по ст. 24.59 КоАП
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например по статье 11.1 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно попытка такого хищения), статье 12.8 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов), статье 12.9 (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 12.10 (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве), статье 12.27 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 12.28 (совершение финансовой операции, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем), статье 23.6 (разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны), статье 24.6 (нарушение порядка декларирования доходов и имущества), статье 24.17 (нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом), статье 24.53 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи).
В 2021 г. в КоАП появилась специальная норма об ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (статья 24.59). Диспозицией данной нормы запрещается следующая форма поведения: передача материальных ценностей либо предоставление выгод имущественного характера от имени или в интересах юридического лица должностному лицу для него самого или его близких, которые передаются (предоставляются) исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, если действия лица, совершившего такие передачу или предоставление, образуют состав преступления, предусмотренного статьей 431 УК, установленный процессуальным решением.
В примечании к статье 24.59 КоАП определен перечень документов, которые признаются основанием начала административного процесса в отношении юридического лица за совершение названного правонарушения, а именно:
– вступивший в законную силу приговор суда;
– решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 11 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК);
– решение о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, уголовного преследования или производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 11 части первой статьи 29 УПК;
– решение об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным частями первой и второй статьи 30 УПК.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 24.59 КоАП, является юридическое лицо, на которое может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере до 200% от стоимости переданных материальных ценностей, предоставленных выгод имущественного характера. При определении судом размера штрафа в каждом конкретном случае подлежат учету характер и степень общественной вредности совершенного деяния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом в силу прямого указания КоАП размер штрафа не может быть менее 50 базовых величин.
При этом в случае, если юридическое лицо способствует выявлению правонарушения, предусмотренного статьей 24.59 КоАП, и (или) содействует раскрытию и (или) расследованию связанного с данным правонарушением преступления (статья 431 УК), совершенного работником юридического лица от имени или в интересах последнего, юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности. Основанием освобождения юридического лица от ответственности по статье 24.59 КоАП является и факт совершения такого правонарушения вследствие имевшего место вымогательства в отношении юридического лица.
Также, говоря об административной ответственности по ст. 24.59 КоАП необходимо учитывать следующее.
Одним из обязательных дополнительных требований, предъявляемых к участникам при проведении процедур государственных закупок, является требование, согласно которому юридическое лицо не должно считаться подвергавшимся административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное ст.24.59 КоАП (абз.5 ч.3 подп.1.7 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление №395)).
В силу ч.3 ст.2.2, ст.4.9 КоАП юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.24.59 КоАП, по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания.
В то же время, на практике имеют факты принятия участия юридическими лицами, подвергавшимися административному взысканию по вышеуказанной статье КоАП, и избрания их победителями в ряде проводимых процедур государственных закупок, что противоречит требованиям постановления №395.
Нарушения требований законодательства допускаются вследствие предоставления участниками ложных сведений об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности, а также невнимательности ответственных лиц заказчиков при изучении поступивших заявлений участников.
С учетом изложенного при осуществлении процедур государственных закупок следует обращать повышенное внимание на соответствие участников требованиям, установленным законодательством, включая отсутствие действующего взыскания по ст.24.59 КоАП.
Сергей Шилько, заместитель прокурора города Новополоцка