Директор филиала «АТП № 6 г. Новополоцка» Иван Ращинский обладатель звания «Лучший руководитель года – 2023»
Витебский областной союз нанимателей подвел итоги традиционного конкурса профессионального мастерства. Обладателем почетного звания «Лучший руководитель года – 2023» стал директор филиала «АТП № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» Иван Ращинский.
Похвастаться Иван Ивановичу действительно есть чем. По итогам работы за минувший год предприятие достигло высоких результатов от реализации услуг по грузовым перевозкам – рост выручки составил 128,2%, в том числе по международным – 141,9%. За активное участие в обеспечении поставок отечественной промышленной продукции на экспорт АТП-6 было награждено Почетной грамотой Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП». Четыре водителя филиала получили дипломы Международного союза автомобильного транспорта (IRU).
В нынешнем году большие перемены ожидаются и в направлении пассажирских перевозок. Новополоцк участвует в программе развития электрического транспорта. Если планам суждено будет сбыться, то совсем скоро красивые электробусы станут неотъемлемой частью жизни новополочан.
Обладатель высокой награды Иван Ращинский встречал корреспондентов «НС» с радушием заботливого хозяина. Начал с Доски почета, на которой красуются фотопортреты лучших тружеников предприятия, продолжил – экскурсией по территории автопарка.
«Вот здесь наши работники могут отдохнуть, переодеться, высушить обувь», – показывая бытовые помещения, сказал Иван Иванович и тут же быстрым ходом повел в большой ангар, где ремонтируют большегрузы. «Мы являемся крупным региональным сервисным центром по гарантийному и постгарантийному обслуживанию МАЗов. Очень дорожим таким сотрудничеством со столичным автомобильным заводом», – подчеркнул руководитель, направляясь в сердце предприятия – стоянку автобусов.
«Вот видите этого красавца? – указывая на зеленую «гармошку» с яркими оранжевыми элементами, спросил наш экскурсовод. – Ему уже 13-й год. А как хорош! Вот что значит заботливые руки хозяина – специалиста, который за его штурвалом много лет». На балансе АТП сегодня находятся 110 автобусов различной вместимости.
За тем, чтобы они вовремя вышли в рейс, следят пассажирская и техническая службы, а за состоянием самих водителей – опытный медперсонал. Информированием населения обо всех актуальных изменениях и дополнениях занимается группа технических администраторов. Именно они отвечают за своевременное обновление онлайн-контента предприятия. АТП-6 представлено не только на официальных городских платформах, но и в популярных соцсетях.
Иван Иванович, поздравляем с наградой! За более чем 40 лет работы в отрасли вы уже, наверное, можете оценить себя как руководитель. Какой вы директор?
– Наверное, лучшим определением будет неоднозначный. Одни говорят, что добрый, а другие называют жестким. Для людей, которых я ценю, вижу, что они преданы коллективу – для них я добрый. Даже если ругаю, то больше для проформы. А с безответственными поневоле приходится быть строгим. В любом случае я борюсь за каждого, стою горой за всех. Считаю, что если ты руководитель, иначе быть не может.
Об автопарке судят по пассажирскому транспорту. Как правило, виден негатив. Хорошее замечают не всегда. А ведь мои водители стараются, терпят. Ведь на дороге нужно быть предельно внимательным. При выезде с остановки, убедиться, что тебя пропускают. Мчащиеся по магистрали легковые автомобили не зацепить. Плюс посмотреть в правое, в левое зеркало, чтобы никого защемить. Бывает люди жалуются: «Я бежал, а водитель меня не подождал. Перед самым носом двери закрыл!» Так он на тебя и не смотрел. У него другие задачи были в этот момент. Он двери закрыл и смотрит на проезжую часть – чтобы там все было хорошо. Но на собраниях я все равно поднимаю эти вопросы, привожу примеры водителям: «Подумай, что этот бегущий человек, мог быть твоей мамой или дочерью. Подьедь ближе к остановке, не торопись».
Слушая, с какой увлеченностью вы говорите об автопарке, хочется спросить: «За что вы так любите свою работу?»
– Прикипел. Не скрою, были выгодные предложения. Но покидать родные места я не хочу. Тут все близкое, дорогое сердцу. Могу ответственно заявить: «Я люблю Новополоцк!». Поверьте, немногие города имеют такую энергетику, как наш. Он был на передовых позициях еще со времен Всесоюзной комсомольской стройки и держит эту планку до сих пор.
Как и ваше предприятие. Прошлый год был достаточно успешным для АТП в финансовом плане. И это в современных непростых экономических условиях.
– Мы хорошо сработали по грузовым перевозкам, перекрыли убытки по социально-значимым, и в целом получили положительный результат.
Но вы правы – сейчас происходит серьезная переориентация логистических связей. А так как основную прибыль наше предприятие получает от международных перевозок, для нас это актуально. Раньше основные потоки шли через страны Прибалтики, Украину. Теперь мы участвуем в доставке грузов в Россию, Китай, Среднюю Азию, Пакистан. Драйверами движения тут выступают экспортеры. Для нас это ОАО «Нафтан», Завод металлоконструкций, ЗАО «Минский тракторный завод». Если они хорошо сработают, мы довезем! На руку играет и хорошее географическое положение. Самая близкая дорога до крупного порта Санкт-Петербурга – через нас. Поэтому сейчас полным ходом идет строительство дорог. Если не сидеть на месте, будем в тренде раскрутки этого направления.
Однако вернемся к пассажирским перевозкам. Новополоцк активно застраивается. Появляются новые микрорайоны, в которых транспортное обеспечение оставляет желать лучшего…
– Выйдя на Молодежную, вы всегда на чем-то уедете. Но если это же количество автобусов раскидать по трем магистралям, их станет меньше, и пассажир окажется в растерянности – куда идти? Или под расписание подстраиваться, или ожидать более длительное время. Автопарку такое положение дел тоже неинтересно. Мы получим недобрые отзывы горожан и будем вынуждены решать проблему – чем компенсировать потраченные средства: либо увеличивать стоимость проезда, либо искать другие источники доходов.
С точки зрения перевозчика выгоднее обеспечивать транспорт там, где большой пассажиропоток. Для того, чтобы его сформировался, нужно широкое предложение. Но мы ограничены в возможностях. Ведь самая больная точка АТП – это отсутствие обновления пассажирского подвижного состава. Данная проблема есть везде, но в нашем городе она стоит наиболее остро. Потому что процент износа подвижного состава самый высокий. В 2022 году мы получили всего 6 автобусов, а до этого обновлялись 10 лет назад.
Что касается новых микрорайонов, то здесь есть еще один нюанс – чтобы пустить транспорт, нужны остановочные пункты, отвечающие всем нормам безопасности. И здесь мы зависим от капитального застройщика города.
Так чего же ожидать горожанам в ближайшем будущем?
– Сейчас мы серьезно проталкиваем тему электрификации общественного транспорта. В ближайшее время ожидаем поступление 26 электробусов. Однако не все так просто. Для запуска нужна специальная инфраструктура. На территории автопарка необходимо построить трансформаторную подстанцию, а в автопарке, на вокзале и Подкастельцах – установить зарядные станции. Туда будут подходить электробусы и заряжаться всю ночь. Это выгодно с точки зрения энергобережливости. Да и в части экологии – шаг вперед. Руководство страны, области и города заинтересовано в программе развития электротранспорта, как одной из возможностей снижения потребления углеводородного топлива.
– Спасибо за интервью!
Нелли Радько
фото Елены Емельяновой